На ракетном полигоне гремят взрывы аплодисментов

19.09.2012, 11:10

Видео программы «Сегодня»

Немецкий фестиваль для России — Узедом родной. Там, где раньше испытывали ракеты, теперь гремят аплодисменты.

На балтийском острове Узедом, где некогда была стартовая площадка для немецких ракет «Фау», стартовал XIX Узедомский фестиваль. И если там что-то сейчас и взрывается, так это аплодисменты в адрес участников.

Россияне и русская музыка на одном из крупнейших музыкальных форумов Германии — главные гости. Идет перекрестный год России — Германии. Как выяснил корреспондент НТВ Константин Гольденцвайг, на Узедоме таковым может считать любой из последних полутора сотен лет.

Едва ли, где еще увидишь гостей в вечерних платьях, дефилирующих вдоль заводских кранов. Пенемюнде, накануне войны бывший секретным полигоном для испытания «Фау-2», после войны кого только не повидал: команду Сергея Королёва, группу западных войск советской армии, народную армию ГДР… По прошествии полувека, там, где прежде взлетало немецкое оружие возмездия, парит музыка бывших врагов.

Томас Хуммель, интендант Узедомского музыкального фестиваля: «Только чтоб накрыть эти руины крышей, мы потратили миллион евро! Усилия огромные, но они себя оправдали. 19 лет назад мы впервые открыли фестиваль с российским маэстро. Ростропович, исполнив здесь „Военный реквием“, вмиг превратил это здание из символа войны в символ мира».

В этом году на Узедомском фестивале, успевшем стать одним из крупнейших в Германии, вновь русские, и главный гость — Россия. Желать лучшего оставляет акустика, но не ощущения: симфоническая музыка звучит под сводами бывшей электростанции. Испытательная площадка уже не для ракет, а для самых одаренных молодых дирижеров со всего мира. Среди них и выпускник лондонской Королевской академии музыки Андрей Рубцов.

Отобрал, собрал вместе и вымуштровал музыкантов здесь же дирижер-легенда Курт Мазур. В свои 85 тяжело больной маэстро через силу выходит на сцену, с трудом обращается к залу, дирижирует правой, левой держится за поручень. Но зал тонет в овациях. Мазур — живой классик. «Картинки с выставки» Мусоргского он выбирает потому, что именно ему Сергей Горчаков подарил свою оркестровку, а первую симфонию Шостаковича еще и оттого, что был его другом.

Пока же под присмотром маэстро Мазура дирижирует маэстро Рубцов, сочинения Рубцова в одной из местных церквей исполняют музыканты знаменитой Берлинской филармонии. В соседней кирхе уже живущие в Берлине русские — ансамбль «Полынушка», исколесивший в поисках подлинного фольклора всю деревенскую Россию, знакомит с ним немцев.

Весь крохотный курортный остров Узедом, начиная от старинных особняков и заканчивая круизными лайнерами, на месяц превращается в российский музыкальный анклав. Российского тут, правда, и за все последние полтора века было не меньше, чем в Ницце.

Читайте также