Детей оленеводов тащат в цивилизацию на вертолетах

09.09.2012, 20:21

Видео «Сегодня. Итоговая программа»

Почему детей оленеводов в школу собирают летучие отряды и стоит ли эффект копеечки? Что из благ цивилизации для первоклашек из тундры в диковинку?

Новый учебный год стартовал по полной программе на минувшей неделе. И уже закипели страсти: Всероссийское общество защиты прав потребителей образовательных услуг пугает: санитарным нормам соответствует меньше одного процента школьных пищеблоков, а в некоторых учебных заведениях персонал покуривает в столовых и употребляет алкоголь на рабочем месте. Прямо хоть спецоперацию проводи. На Ямале как раз проводят: там завершается процесс сбора в школу детей оленеводов, ключевая роль в котором отведена летучим отрядам. Сергей Холошевский отправился посмотреть, а заодно выяснил, какие блага цивилизации для первоклашек из тундры в диковинку.

Каждый год власти Ямала тратят на школы и интернаты гигантские суммы. Только в этом сезоне на ремонт и реконструкцию выделено более полутора миллиардов рублей. В любом, даже самом захудалом поселке самое лучшее и новое здание — это интернат для детей оленеводов.

В конце августа — начале сентября здесь начинается «спецоперация» по доставке детей малых народов в школу. Найти стойбище в тундре — все равно что иголку в стоге сена. Тут карты не помогут. Путь летчикам указывает оленевод, который вырос в этих местах.

Вертолет не глушит двигатель, а оленеводы собираются как по тревоге. Ведь время — деньги. Час полета стоит больше 90 тысяч рублей. 50 миллионов — ровно столько каждый год уходит на то, чтобы на вертолетах, катерах и оленьих упряжках доставить школьников в поселки.

Маленьким ненцам для адаптации к основам современной цивилизации нужен минимум год. Многие здесь и телевизор-то видят в первый раз в жизни. Ненцы старшего поколения считают, что интернат делает из маленьких оленеводов городских лентяев. Но лень — это еще цветочки. Молодые ненцы стали забывать национальные традиции, теряют связь с тундрой. Родители недовольны.

Местные власти ломают голову над тем, как сделать образование доступным для каждого оленевода. И при этом постараться не отрывать его от тундры и любимых оленей. Выход видят в развитии кочевых школ. Когда учитель, оснащенный, например, ноутбуком и спутниковым телефоном, кочевал бы вместе с оленеводами. Но для этого надо поменять законы, найти средства, а, главное, — изменить образовательные программы с учетом особенностей малых народов Севера. Пока же местным педагогам с трудом удается объяснить столичным чиновникам даже то, что оленина для ненцев лучше, чем дорогая привозная говядина.

Подробности — в репортаже.

Читайте также