Для «абсолютного зла» Брейвика приготовили три тюрьмы

24.08.2012, 11:03

Видео программы «Сегодня»

Андерс Брейвик стал самым дорогим заключенным за всю современную историю Норвегии.

Три тюрьмы особого режима готовят в эти дни для террориста Андерса Брейвика, который стал для тихой и процветающей страны стал воплощением абсолютного зла.

Андреал Шулберг, представитель Министерства юстиции Норвегии в интервью телекомпании НРК: «Есть три тюрьмы — Ила, Шиен и Риннерике, которые должны быть готовы принять его в очень сжатые сроки».

Если Брейвик будет признан вменяемым, то тюрьма Ила станет основным местом пребывания Брейвика на ближайший 21 год, а там, скорее всего, и до конца его жизни. Две же другие тюрьмы сохранят статус «резервных».

Запасные тюрьмы, по словам Шулберга, нужны, если возникнет какая-либо явная угроза для жизни террорист. Тогда его срочно перевезут в другое учреждение. Над всеми тремя на годы вперед уже собираются объявить бесполетным воздушное пространство и серьезно усилить внутреннюю безопасность.

Норвежцам придется содержать своего самого знаменитого преступника еще многие годы. По сумме уникальных мер безопасности и уникального же скандинавского гуманизма, налогоплательщикам это обойдется в десятки миллионов евро.

Как передает из Осло корреспондент НТВ Андрей Шилов, через считанные часы в здании Окружного суда Осло в 10 утра по местному времени (в Москве это полдень) начнется оглашение приговора по делу Андерса Брейвика. На деле судьям предстоит ответить лишь на один вопрос: сотворил ли это зло безумец или человек с ясным умом и холодным политическим расчетом, как утверждает сам подсудимый?

Суд, состоящий из пяти человек, вначале зачитает заключительную часть приговора, а потом уже обоснования, и это может занять целый день. Вопрос, виновен или не виновен, по сути, не стоит. 77 человек погибли, больше 200 были ранено — что тут обсуждать. Но интрига все-таки остается.

В Норвегии нет смертной казни, другое дело где — в тюрьме или на больничной койке в психиатрической клинике — проведет остаток жизни Брейвик.

Свен Хольден, прокурор: «Андерс Беринг Брейвик, родившийся 13 февраля 1979 года, должен быть приговорен к помещению на принудительное психиатрическое лечение в соответствии со статьей 39 Уголовного кодекса за совершение действий, упомянутых в обвинении, как сказано в документе, подготовленном прокуратурой».

Заключений медиков за время судебных слушаний было два. На первом его признали невменяемым, что вызвало возмущение многих в Норвегии, ведь он так тщательно спланировал свое преступление — взрыв бомбы в Осло и расстрел молодежного лагеря. Суд даже специально вызывал представителей националистических организаций, чтобы убедиться: Брейвик — не один такой, некоторые разделяют его антиэмигрантские, антимусульманские взгляды.

Но уже во второй раз психиатры посчитали Брейвика вменяемым.

Вибеке Хайн Баэра, адвокат Андерса Брейвика: «Он говорит, что действовал во благо страны, чтобы предотвратить большую катастрофу. Он не отрицает того, что сделал, и настаивает, что сделал это в абсолютно здравом уме. Мы будем подавать апелляцию только в том случае, если нашего подзащитного признают невменяемым».

Сам Брейвик уже заявлял, что принудительное лечение — это худшее, что может быть. Поэтому получается, это для него более серьезное наказание, и в этом он сходится с обвинением. В обоих случаях Брейвик будет оставаться в одиночке. Других осужденных или больных рядом не будет. Специальный медицинский блок в тюрьме «Ила» недалеко от Осло уже построили.

Если же подсудимого признают вменяемым и осудят, вероятно, там же будет построен и блок для одиночного содержания. Случай Брейвика уникален для Норвегии, и в любом случае это будут какие-то особые условия. Хотя, в целом, подход остается прежним: скандинавская пенитенциарная система делает упор не на наказание, а на реабилитацию заключенных.

Эллен Бьерке, работница тюрьмы «Ила»: «Я думаю, потеря свободы и есть самое главное — независимо от того, в каких условиях ты ее потерял».

Независимо от сегодняшнего решения суда Брейвик на долгие годы останется самым известным норвежским зеком — неважно, признанным сумасшедшим или нет.

Связанные новости

Новости по теме

Читайте также