Жизнь в танце: Наталья Дудинская стала воплощением грации

21.08.2012, 20:59

Видеосюжет: Павел Рыжков
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

Сегодня исполнилось бы 100 лет великой танцовщице, ставшей одним из символов русского балета и Петербурга.

С именем великой петербургской танцовщицы Натальи Дудинской, которая стала легендой еще при жизни, связана целая эпоха отечественного балета. Сегодня легенде отечественной культуры исполнилось бы 100 лет.

Наталья Дудинская начала танцевать в семь лет и уже через два года в Харькове пришел первый успех. Правда, свою судьбу талантливая артистка связала с Мариинским — тогда Кировским театром. 33 года она танцевала на петербургской сцене.

О главной роли великой балерины — в материале корреспондента НТВ Павла Рыжкова.

Она носила черную пачку так, что та казалась поразительно роскошным нарядом. После ее исполнения другие Черные Лебеди уже кажутся недостаточно черными. Именно Наталья Дудинская сделала эту партию Одиллии, которая удается далеко не всем балеринам, своим коронным номером.

Во втором акте «Лебединого озера» Дудинская никогда не делала 32 фуэте, которые когда-то стали планкой мастерства в этом балете благодаря ее педагогу Агриппине Вагановой. Наталья Михайловна предпочитала туры по кругу. Что, кстати, предусмотрено хореографией и сделать гораздо сложнее. Но балерина обладала феноменальной координацией.

Сегодня, когда, казалось, техника танца ушла вперед, танцевать в таком ритме не рискуют. Дудинской подобная скорость давалась легко потому, что она обладала небольшим ростом. При жизни ее называли балериной-легендой, воплощением идеала петербургской школы.

В 80-х Дудинская принесла в музей академии балета пуанты, в которых танцевала почти все сольные партии классического репертуара Кировского театра. Среди ее учениц — Алла Сигалова, Маргарита Кулик, Анастасия Волочкова, Ульяна Лопаткина.

Ульяна Лопаткина, народная артистка России, ученица Н. Дудинской, прима-балерина Мариинского театра: «Наталья Михайловна внушила своей верой в меня и во всех учениц то, что нет непреодолимых трудностей и что сами трудности ничто по сравнению с творчеством».

Дудинская преподавала в академии до конца жизни и, несмотря на солидный возраст и больные ноги, которые уже не слушались, старалась все па показывать сама. Балерина принимала модерн, но всегда ревностно относилась к сохранению классики.

Наталия Дудинская, народная артистка СССР (июнь 2002 года): «Я очень требовательный человек и считаю, что новое нужно делать. Но новое не должно портить старое».

Именно благодаря Дудинской были возвращены на сцену многие номера. Например, Фрески из балета «Конек-Горбунок» в постановке Петипа. Обладая прекрасной памятью, она помнила наизусть хореографию многих балетов и передавала ученикам правильное и точное чтение нот в танце.

Читайте также