«Фоменки», аплодируя, проводили учителя в последний путь

13.08.2012, 20:41

Видео программы «Сегодня»

В Москве простились с Петром Фоменко. В его мастерскую сотни людей несли букеты и венки.

Сегодня утром в столичный театр «Мастерская Петра Фоменко» шли с букетами его постоянные зрители. За полмесяца до открытия театрального сезона они оставляли цветы на сцене, погрузившейся в траурный полумрак.

Гражданская панихида по Петру Фоменко, умершему в минувший четверг, началась после того, как с режиссером простилась его труппа — те, кого называют «фоменками». На церемонии они избегали пафосных слов. Пётр Наумович не любил превосходных степеней ни по отношению к другим, ни по отношению к себе.

Студентка Наташа на траурную церемонию специально приехала из Петербурга. Она открыла для себя театр Фоменко год с небольшим назад. И с тех пор не могла оторваться. Раз-два в месяц обязательно проделывала путь между столицами, только чтобы вновь и вновь испытать магию этих спектаклей.

Пётр Фоменко скончался в самый разгар театрального межсезонья, когда практически все его друзья, коллеги, ученики находились за пределами столицы. Прощание сначала хотели устроить в субботу, но родственники согласились подождать, чтобы больше людей смогли принести последние цветы мастеру.

Букеты и венки сегодня несли и театралы, и чиновники, и бизнесмены, и политики, и те, кто был знаком с режиссером лично… А в основном те, кто знал его только по спектаклям, о которых все вспоминали, как об изысканном удовольствии, тем более неожиданном, что ставил Фоменко классику и вовсе без радикальных новых прочтений. В его театре не обнажались, не выражались, но достать билеты было решительно невозможно.

Практически все, кого Фоменко учил и из студентов сделал звездами, — и сестры Кутеповы, и Сергей Женовач, и Полина Агуреева — стояли за его гробом. Общее настроение попытался выразить актер и режиссер Сергей Пускепалис.

Сергей Пускепалис, заслуженный артист России: «У меня язык не поворачивается сказать „Прощайте, Пётр Наумович!“. Я никогда не скажу эти слова. Он — мой любимый человек».

Сергей Юрский сказал, что своим примером Фоменко доказал право на существование русского репертуарного театра и в XXI веке. А Юрий Ким выразил уверенность, что в учебниках имя Фоменко будет стоять где-то рядом с Мейерхольдом.

Послушать прощальные слова набился полный зал. А завершился этот последний аншлаг — по традиции — долгой овацией.

Подробнее — в репортаже НТВ.

Читайте также