Малые авиаторы оказались на птичьих правах

12.07.2012, 17:58

Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

На место нынешнего аэродрома в Кронштадте через несколько лет переедут «Адмиралтейские верфи». И пилоты пока не могут договориться с Объединенной судостроительной корпорацией о возможном соседстве аэроклуба и корабелов.

Столкновение интересов. На пути Объединенной судостроительной корпорации, планирующей разместиться на острове Котлин, встали авиаторы. На территории, которую Министерство обороны России передало для масштабного строительства верфей, уже не один десяток лет находится аэродром малой авиации.

Группа пилотов-любителей не имеет на землю никаких прав, однако намерена создать там летную школу, спортивный клуб и даже наладить постоянные международные маршруты. Существуют ли варианты, при которых мирное сосуществование государственной корпорации и малого бизнеса стало бы возможным?

Мнения сторон выслушал корреспондент НТВ Андрей Курицын.

Ново-Адмиралтейскую верфь планируют построить на этом куске земли в юго-западной части острова Котлин. Но пока петербургские кораблестроители еще не оформили новую прописку, на пути будущих грандиозных эллингов гордо стоит и не сдается неприметный деревянный сарай. Конструкторское бюро и строительный цех одновременно. Здесь рождаются настоящие самолеты.

Свои самолеты Чермен Матвеев проектирует уже 40 лет. Построить летательный аппарат, уверяет, гораздо легче сухопутного.

Чермен Матвеев
, сотрудник общественного конструкторского бюро «Дельфин»: «Двигатель — он просто покупается, и винтомоторная группа как таковая, как агрегат уже есть. А в автомобиле трансмиссия, карданные валы, другие агрегаты. Того, чего на самолете нет».

У самолетов собственной постройки, а это уже пятый по счету, есть официальные документы. Их испытания провели здесь же, на кронштадтском аэродроме. Взлетно-посадочную полосу летчики-любители долгое время арендовали у Министерства обороны. Но земля сейчас в стадии перехода в городскую собственность, потом отойдет судостроителям. Получается, авиаторы оказались здесь на птичьих правах.

30 метров в ширину, полкилометра в длину — для легкого трехместного «американца» места более чем достаточно. Но даже не взлетная полоса, а уникальный режим полетов с минимальными ограничениями привлекают сюда малых авиаторов.

Главное преимущество кронштадтского аэродрома — для полетов не требуется согласований гражданских и военных органов. Не требуется согласовывать полеты с наземными службами Пулково. Что называется, сели и полетели.

Летчики-любители надеются хотя бы на клочок земли рядом с будущим корабельным заводом. Но глава проекта по переезду верфей непреклонен: боливар не выдержит двоих.

Александр Вознесенский, директор управляющей компании по строительству Ново-Адмиралтейской верфи: «Я не вижу, как я буду соседствовать с ними, потому что просто не могу с ними соседствовать в принципе. Потому что они аккурат посреди корпуса обрабатывающего цеха у меня расположились в проекте. Это сегодняшняя маленькая взлетная полоса. А если они хотят построить большой аэродром и зарабатывать там большие деньги, тогда, конечно, верфям не быть. Но пока я такой угрозы не вижу».
Александр Соловьёв: «Мало того, что это единственный аэродром в петербургском аэроузле, который не имеет никаких ограничений ни по высоте, ни по направлениям полетов, ни по шумам. Он ещё очень близко расположен к границе. 147 километров — и мы в Лаппеенранте».

Второй фронт в борьбе за Кронштадтский аэродром авиаторы открыли совсем недавно. Но союзники из Финляндии уже пообещали поддержку. С этим и обратились к губернатору Полтавченко.

Пану Фабритиус, представитель Агентства по развитию бизнеса и инноваций Лаппеенранты: «Предлагал идею мэру вашего города, и мэр подписал письмо, которое мы отправили в Смольный. Мы не знаем, где это письмо находится. Думаем, в ближайшее время получим какой-то ответ».
Александр Агафонов, член Общественного координационного совета по развитию аэродрома в Кронштадте: « Самое веселое, что нам денег даже не надо. Мы же не просим у государства: „Дайте нам денег“. Мы просим: „Дайте нам возможность, а деньги мы найдем“. Есть инвесторы и наши, и зарубежные, которые согласны развивать».

Пока складывается парадоксальная ситуация: наши малые авиаторы со своими документами имеют право летать, например, в Финляндию, а для европейских пилотов российская граница закрыта. Но даже если режим полетов удастся смягчить, приземляться в России все равно негде. Небольшие, клубные аэродромы закрываются один за другим.

Вадим Базыкин, летчик-испытатель: «Нигде в больших аэропортах не выживают клубы. Ну, нигде. Они стараются где-то в тиши, на природе. У нас сейчас есть аэродром в Манушкино. Там ребята летают, развиваются, самоделки разные летают. В Пулково их, конечно, никто не пустит. Только говорят, заманивают: „Давайте, базируйтесь в Пулково“. Ну, и что толку? Базируемся. А случился форум, всех оттуда пинком под зад».

В этом году кронштадтскому аэродрому исполнится 80 лет. Но для местных авиаторов перспективы пока туманны: то ли отмечать юбилей, то ли собирать чемоданы. С принятием новых правил (а теперь полеты на малых высотах не нужно согласовывать за несколько дней) в небе хватает места для всех. А на земле его все меньше.

Читайте также