Русский музей представляет сенсационную выставку отечественного реализма

04.07.2012, 20:42

Видеосюжет: Павел Рыжков
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

Почти сотня картин из частной коллекции должны изменить представление о классиках советской живописи, которые в своих работах переосмысливали наследие Коровина, Левитана и Петрова-Водкина.

Сегодня в Корпусе Бенуа Государственного Русского музея можно увидеть редкие картины, относящиеся к русскому реализму. На выставке представили около 100 работ из частного собрания. Широкая публика увидит эти полотна впервые. И, по задумке организаторов, посетители должны изменить свое представление об известных художниках.

Корреспондент НТВ Павел Рыжков
посмотрел.

Частные коллекции, как правило, закрытые для публики, способны удивить самых требовательных искусствоведов. Музеи мира, в том числе и Русский, нашли для себя новое направление. Представлять не известные полотна из крупных музеев, а открывать совсем не знакомые работы известных художников из частных собраний.

Максим Бедов
, директор Фонда поддержки и развития культурных инициатив «Собрание»: «Как художник он уважаем не только искусствоведами, но абсолютно всеми. То есть 100 процентов его коллег-художников говорят: „Да, он у нас №1“».

В Петербург привезли монументальное полотно Гелия Коржева под названием «Адам Андреевич и Ева Петровна». Это авторская трактовка классического сюжета. Только вместо яблока стакан водки. Коржев — неоднозначная фигура в русском реализме второй половины ХХ века. Его картины, конечно, есть в Русском музее. Но эта экспозиция открывает творчество художника совершенно с другой стороны. Вот, например, «Забытый шут» впервые доступен широкой публике. Так же как и холст орловского мастера Андрея Курнакова.

Максим Бедов
, директор Фонда поддержки и развития культурных инициатив «Собрание»: «„Портрет оружейного мастера“ Орловского. Но как он сам рассказывал, это не просто портрет оружейного мастера, это портрет кучера Льва Толстого. Когда он его писал еще в молодости в 50-е годы, этот оружейный мастер был уже пожилой. А когда он был мальчишкой, он прислуживал в кучерах у Льва Толстого. Казалось бы, работа нашего современника».

Мостик перекинут исторически и географически в художественных темах, как у Петра Оссовского.

Максим Бедов
, директор Фонда поддержки и развития культурных инициатив «Собрание»: «У него есть группа работ, про которые вообще мало кто знает. Это „Италия“ Петра Оссовского. Он любил эту страну, неоднократно туда ездил и создал целую группу вещей, которые не представлены в музеях, да и вообще нигде».

Своими работами Оссовский словно поддержал традицию академистов, которые специально выезжали в Италию для создания живописных полотен. В Риме есть вилла Абамелек. Сегодня здание принадлежит посольству России. А по завещанию владельца строений (русского князя) они должны были достаться петербургской Академии художеств.

По работам этих художников легко изучать историю искусства. Здесь как нигде можно увидеть метко названный литературоведом Михаилом Бахтиным «бродячий сюжет». Не плагиат, а переосмысление во времени. «Лошадь» Виктора Иванова — отсыл к Коровину и Левитану. В другом полотне есть что-то от Петрова-Водкина. Члены художественного совета с интересом рассмотрели готовую экспозицию.

Евгения Петрова
, заместитель директора по научной работе Государственного Русского музея: «Удивительно, что частный коллекционер собирает в нынешние времена этот период. Это редкость и очень приятно. То, что он собрал, и то, что он будет собирать, — это в значительной мере дополнение к нашим музейным коллекциям».

В автопортрете Николая Андронова, где лик Николая Чудотворца важнее собственного, отразилась судьба поколения. Эти художники работали уже во время оттепели. Они искали свой путь к духовности. Знаменательный факт: реалисты-шестидесятники почти никогда не изображали реальных исторических событий второй половины ХХ века.

Читайте также