Древние скелеты мешают строителям

15.06.2012, 09:21

Видео программы «Сегодня»

Новая железная дорога Кызыл — Курагино проходит по местам древних захоронений. Археологи исследуют территорию строительных работ, рассказывая страшилки про скелеты предков.

Да, скифы мы, да азиаты? В Туве десятки археологов продолжат работать кирками и кисточками, разыскивая подтверждение слов поэта. Путь в прошлое ученые прокладывают вместе с железной дорогой. Именно строительство стратегической для республики ветки снова привело археологов в Долину Царей. На раскопках захоронений древних скифских властителей побывал корреспондент НТВ Сергей Сыркин.

Вечерами, сидя в палатке, они рассказывают страшилки про скелеты предков, а утром отправляются на раскопки. Посреди тувинских холмов полторы сотни волонтеров расчищают тысячелетние могилы.

Железная дорога Кызыл — Курагино — стратегический объект. Археологи прошли по всему пути, где ляжет полотно, и поняли, что работу нужно начинать немедленно. Так называемые курганы (могилы в виде каменных колодцев) здесь чуть ли не на каждом шагу.

Пока трудно представить, что обнаружится под землей. В начале 2000-х здесь нашли захоронение царской четы скифов, живших три тысячи лет назад. Вместе с телами в могиле лежали 20 килограммов золотых украшений, сделанных так искусно, что позавидовали бы современные ювелиры.

Эти находки ученые назвали революционными, они в корне меняют представление о происхождении скифов. Основной считалась версия о том, что они пришли из Причерноморья. В пользу азиатского происхождения высказывался в своих трудах Геродот, но подтверждений этому не было.

Копать придется довольно глубоко. В различных культурах курганы были разные, от двух до шести метров. Половину можно будет раскопать с помощью обычных лопат, а вот оставшееся пространство ближе к могиле придется расчищать небольшими совками и кисточками.

Такой же кропотливой работой придется заниматься и строителям железной дороги. Большинство ценных находок отсюда, конечно, увезут в музей, но сооружение, представляющее интерес для истории, железнодорожникам придется обходить стороной.

Читайте также