«Кетаминовому» ветеринару скостили всего полгода

14.06.2012, 17:17

Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

Городской суд Петербурга приговорил ветеринара Александра Шпака, обвиненного в сбыте кетамина, к восьми годам лишения свободы.

Городской суд Северной столицы сегодня изменил приговор по так называемому кетаминовому делу. Высшая городская инстанция смягчила наказание ветеринару Александру Шпаку. Напомним: весной Выборгский районный суд приговорил врача к 8,5 годам лишения свободы за незаконное хранение и сбыт кетамина.

Приговор вызвал резонанс в ветеринарном сообществе. Коллеги требовали пересмотреть наказание. И вот сегодня срок заключения был уменьшен, правда, на полгода — до восьми лет. Но и это не устраивает сторону защиты. Адвокат Александра Шпака и его близкие считают, что доктора нельзя обвинять в наркоторговле.

Корреспондент НТВ Алексей Чеботарёв
побывал на процессе.

Работа Городского суда сегодня утром едва не оказалась парализована. На входе выстроилась очередь из десятков людей, которые хотели пройти досмотр и попасть внутрь здания. Все они пришли поддержать Александра Шпака: родители, друзья, коллеги.

В маленьком зале места хватило лишь каждому десятому. Сам ветеринар в заседании участвовал посредством системы видеоконференции, находясь в следственном изоляторе. После объявления решения (Александр Шпак все равно проведет восемь лет в колонии строгого режима) на экране все увидели почти рухнувшего на стул человека с глазами, полными отчаяния. И обвиняемый, и его близкие, конечно, рассчитывали на другое.

Александр Богловский
, друг Александра Шпака: «Я считаю, что в Российской федерации люди сидеть за эти поступки не должны. Саша не преступник, он никогда не был склонен к преступным делам, он никогда не привлекался ни за что. Почему такой серьезный приговор, это остается вопросом».

На самом деле, восемь лет заключения — минимальный срок наказания за незаконный оборот наркотических и психотропных средств в особо крупном размере. То есть меньше суд назначить просто не мог. Но сторона защиты вообще настаивала на полной отмене приговора и прекращении уголовного дела в части сбыта кетамина.

Александр Шпак в 2010 году дважды продал внедренному агенту Госнаркоконтроля наркотический препарат. Сам по себе кетамин не запрещен, его используют для наркоза животных. При этом у него практически нет достойных заменителей.

Но на работу с ним нужно иметь лицензию. Она есть лишь у немногих крупных клиник, подавляющее большинство ветеринаров не соответствуют строгим требованиям. Разрешения не было ни у Шпака, ни у представившегося ему коллегой-врачом оперативника Наркоконтроля. Последний, зная, что у Александра Шпака — большой запас препарата, просил: «Помоги с наркозом. Нужно операции делать».

Это было чистой воды провокацией, считает адвокат ветеринара. А значит, нарушением закона об оперативно-розыскной деятельности. Тем более, что самого оперативника, участвовавшего в операции против Шпака, через несколько дней будут судить за превышение должностных полномочий. Но связь уголовных дел Горсуд не установил, а доводы защиты счел недостаточными.

Евгений Черноусов
, адвокат Александра Шпака: «Я привел все конвенции, привел пленумы Верховного суда, все привел. И что? Где эта реакция суда? Нет реакции. Теперь я только надеюсь на Верховный суд РФ, который создает практику по всей России: провокации не должны проходить в суде. Поскольку тогда мы все будем подвержены этим провокациям. Мы даем карт-бланш полицейским тем, что они совершают в отношении нас».

Еще весной вынесение Выборгским районным судом приговора в отношении Александра Шпака взорвало ветеринарное и зоозащитное сообщество Петербурга. В защиту врача устраивались митинги, а под открытым письмом президенту, генеральному прокурору и в Верховный суд подписались десятки его коллег, активистов общественных организаций и известных актеров.

Они называют Шпака жертвой несправедливой системы и подчеркивают: сейчас все ветврачи страны поставлены в положение заложников. Либо нарушать закон и рисковать свободой, либо делать операции с использованием несовершенного наркоза, а значит, мучить и губить животных.

Пока неизвестно, пойдут ли федеральные власти на либерализацию правил обращения с кетамином для ветеринаров. Но на судьбу самого Александра Шпака, даже если какие-то изменения будут приняты, они все равно не повлияют: обратной силы не имеют. Так что для Александра Шпака и его близких теперь единственная надежда — Верховный суд, куда они намерены обратиться с надзорной жалобой.

Читайте также