Общество не поняло сигнала Мединского о ребрендинге улиц

07.06.2012, 01:14

Видеосюжет: Инна ОсиповаНиколай Булкин
Видео программы «Сегодня. Итоги»

Москвичи уже несколько дней горячо обсуждают инициативу нового министра культуры.

Владимир Мединский предложил столичным властям задуматься о переименовании улиц, названных в честь «террористов-революционеров», в числе которых глава минкульта упомянул Петра Войкова, Степана Халтурина и Андрея Желябова. Фамилии революционеров на табличках министр Мединский предлагает заменить на имена их жертв.

Каковы шансы у этой затеи, многие ли ее поддерживают и какие названия предлагают взамен? Ответы на эти вопросы искали корреспонденты в программе «Сегодня. Итоги», показанной в прямом эфире на НТВ.Ru.

К сообщениям о возможных переименованиях московских улиц экскурсовод Александр прислушивается особенно внимательно, ведь гиду важно знать, почему улица так названа и за что переименована. На очередной пешей прогулке он и узнал о новой инициативе министра культуры. Владимир Мединский высказал озабоченность, почему на картах наших городов до сих пор есть улицы имени палачей и убийц, например Петра Войкова, участвовавшего в расстреле семьи Николая II.

Александр Мишин, экскурсовод: «Мы не собираемся забывать Войкова, но пускай он станет предметом исследования профессиональных историков. Я считаю, что все, что находится широко на наших улицах, в том числе названия, должно быть понятно, внятно, и люди должны знать, кто герои нашего времени».

В Екатеринбурге, городе, где была расстреляна семья последнего российского императора, начали избавляться от имен цареубийц в названиях улиц еще в советское время — в 80-е годы. Так, жители улицы Юровского, например, однажды проснулись на улице Высоцкого. У каждого времени — свои герои.

Екатеринбург после революции стал Свердловском в честь человека, который дал санкцию на расстрел царской семьи. От его имени отречься оказалось куда сложнее, чем от фамилий рядовых палачей. Город переименовали, а область так и остается Свердловской.

А в одном районе города можно пойти по улице террориста Халтурина, свернуть на улицу цареубийцы Перовской, там же — остановка в честь девушки Сони, которая руководила покушением на Александра II в Петербурге. Они же не местные, шутят краеведы, здесь никого не убивали.

Переименование улицы — это ведь не просто смена букв на табличке, это чаще всего сигнал обществу: пришла новая власть, новая идеология. Но есть в мутной истории российской топонимики и неожиданные просветления. В центре Петербурга пока появилась символическая улица Виктора Цоя. В честь 50-летия со дня рождения знаменитого рок-музыканта сделали фотовыставку под открытым небом из его портретов. Что касается реального присвоения какой-нибудь из улиц имени Цоя, то сейчас подбирают варианты и собирают подписи в поддержку идеи.

Улицам в центре города можно лишь возвращать исторические названия, новой улице дать имя Цоя проще в новостройках. Но на Петроградской стороне, где находится знаменитая «Камчатка» и где музыкант работал в свое время кочегаром, есть несколько безымянных проездов, а также безымянный сквер. Очевидно, решение будет приниматься осенью. В любом случае, инициативу уже поддержал губернатор. В общем, поклонники Цоя ждут перемен на карте Петербурга.

Подробнее — в материале НТВ.

Читайте также