Изнасилование Офелии и голый Онегин: искусство как повод для скандала

24.05.2012, 00:21

Видео программы «Сегодня. Итоги»

Извечный спор художника и толпы все больше напоминает провокацию: разрубленные иконы, голый Онегин, целующиеся менты. Какие еще моральные устои можно разрушить? И почему художникам все чаще плюют в лицо? Не превратится ли современное искусство в протест ради протеста?

Арт-скандал грянул в уважаемом московском театре имени Станиславского и Немировича-Данченко. Хоровая капелла мальчиков отказалась участвовать в спектакле «Сон в летнюю ночь» — по Шекспиру. Родители хористов утверждают, что в этой современной трактовке пропагандируется педофилия, гомосексуализм и наркомания. Это уже не первый подобный случай: переосмысление классики — и вообще любое эпатажное искусство — часто вызывают бурное возмущение массового зрителя.

Корреспондент НТВ Юрий Кучинский погрузился в тему.

Если современные художники и вправду сами стремятся провоцировать, то правда и то, что многие зрители сами охотно на провокации поддаются. Почему-то в России не работает простой принцип: «Мне не нравится, я не пойду и смотреть не буду». «Мне не нравится» — это у нас повод действовать.

Именно так рассуждал житель Сыктывкара, когда подавал иск против местного драматического театра. Он купил два билета на трагедию Гамлет, а что увидел? Ни тебе классических костюмов, ни тебе декораций, от оригинала только текст остался. Но больше всего театралу не понравилось, как Гамлет во время своего монолога насиловал Офелию на красном рояле. Зритель посчитал, что его как потребителя не предупредили специальной ремаркой на афише и обманули, подсунув вместо классики «извращение какое-то». Рассерженный горожанин потребовал через суд вернуть ему 800 рублей за билеты и выплатить еще 10 тысяч в качестве компенсации за моральный ущерб, нанесенный ему и Шекспиру.

И так постоянно с этим современным искусством. Куда ни плюнь — сплошные скандалы. Марата Гельмана предупреждали о консервативных вкусах краснодарцев, но он все равно пошел открывать свою выставку с гордо поднятой головой.

Впрочем, на что еще рассчитывать, если главный творческий метод — пощечина общественному вкусу? Современное искусство всегда идет под маркой «не для всех», а у нас это воспринимают «ты кого дураком назвал?». Хотя, с другой стороны, так искусство и развивалось во все времена.

Связанные новости

Читайте также