«Не боялись мы»: 102-летний москвич рассказал о своем боевом пути

07.05.2024, 18:15

Видеосюжет: Нахид Бабаев
Видео программы «Сегодня в Москве»

Ветераны-москвичи готовятся к параду Победы на Красной площади. В их числе — Дмитрий Иванович Рязанцев. Сейчас ему 102 года, но военное время он помнит до мельчайших подробностей.

На груди ветерана Великой Отечественной войны — 42 награды. Китель настолько увесистый (около 5 килограммов), что носить тяжело. Дмитрию Ивановичу Рязанцеву 102 года. Он — один из немногих живых свидетелей и участников Сталинградской битвы.

Войну 19-летний Дмитрий Рязанцев встретил курсантом Минского танкового училища. Ветеран помнит события 80-летней давности в мельчайших подробностях: названия населенных пунктов, имена сослуживцев и офицеров, даже дни недели. Война началась в воскресенье — они были в лагере. В понедельник их отправили в Минск охранять правительственные здания, в среду — новый приказ.

Дмитрий Рязанцев: «Начальником училища генерал Золотухин был, построил и отдал приказ. Нам приказано отойти и вести борьбу с диверсантами, шпионами и обеспечивать подход свежих наших сил и не допустить прорыва противника дальше».

Сначала отошли к реке Березина, затем в Могилёв, Смоленск, Рославль.

Дмитрий Рязанцев: «Некоторые злопыхатели обзывали: вот армия бежала, армия сдавалась в плен. Нет! Не бежала. Может быть, отдельные дезертиры были — это, как говорится, в семье не без урода. Но мы отходили планомерно, по рубежам. При отходе были бомбежки. И днем, и ночью бомбили».

Молодых курсантов берегли и сразу в бой не бросили, а отправили в Ульяновск учиться. На фронт уже лейтенант Дмитрий Рязанцев вернулся осенью 1942 года командиром новенького танка Т-70.

Дмитрий Рязанцев: «Неплохой танк. 45-миллиметровая пушка на вооружении, три вида снарядов <...>. Высокая маневренность, скорость».

На этом танке молодого офицера отправили на самый тяжелый участок фронта — под Сталинград. Первое же задание потом войдет в учебники истории — окружение шестой армии под командованием фельдмаршала Паулюса. Следующий бой — под хутором Верхне-Кумский. Четвертый механизированный корпус, где служил Дмитрий Иванович, помешал немцам прорвать кольцо блокады. На счету Дмитрия Ивановича значатся два подбитых танка противника, несколько огневых точек и даже самолет.

Дмитрий Рязанцев: «Один самолет посадку сделал, и не дал я ему взлететь. <...> Я его из пушки — и по ходовой части. В общем, для пехоты его там оставил и уехал».

Война для танкиста Рязанцева закончилась 18 ноября 1942 года. Дмитрий Иванович получил тяжелое ранение ноги.

Дмитрий Рязанцев: «Я стоял на башне, на корпусе за башней. Не боялись мы. <...> Мина ударила справа по борту и мне по ногам».

Дальше — госпиталь, долгое восстановление и комиссия, которая решила, что на фронт больше нельзя. Назначили командиром взвода в Чкаловское танковое училище. Дмитрий готовил молодых бойцов: учил водить танк, стрелять, ремонтировать машину. Там и встретил победу с другом.

Дмитрий Рязанцев: «Он входит: „Дима, Дима! Война кончилась“. <...> Работал он в организации торговой, а тогда в банках трехлитровых продавали напитки. Он приносит эту банку, и начали мы праздновать».

После войны Дмитрий Иванович служил в Польше, Армении, Египте. В отставку ушел в звании полковника. Еще до недавнего прошлого — пока позволяло здоровье — каждую годовщину Сталинградской битвы посещал места боев. Несколько раз с трибуны на Красной площади смотрел парад. В этом году тоже очень хочет туда поехать и ради этого даже наденет тяжелый китель.

Новости по теме

Читайте также