Дороги будущего: как модернизируют БАМ и Транссиб

26.04.2024, 20:55

Видеосюжет: Никита Коробенков
Видео программы «Сегодня»

На БАМе появились новые пути. Это особо примечательно, если учесть, что в этом году магистрали — полвека, и торжества не прерывают работу по модернизации дороги, которая становится все более важной для экономики России. Восточное направление в России начали развивать еще в XIX веке — строительством Транссибирской магистрали. В конце XX века сквозь тайгу и горные пласты проложили БАМ. Теперь, в XXI веке, обе магистрали продолжают развиваться и становятся единым логистическим маршрутом — на Транссибе сегодня тоже завершена проходка нового туннеля.

Когда БАМ построили, он на всем своем протяжении был однопутным. Из-за этого встречные поезда могли разъехаться только на станциях — составы дожидались друг друга и поэтому теряли много времени. Но теперь на некоторых участках открываются встречные полосы движения, как на перегоне Дюанка — Токи. Благодаря этим 11 километрам нового железнодорожного пути время простоя значительно сокращается.

В торжественной обстановке юбилея, после сигнала из Москвы, движение на этом участке открывается официально. А вместе с этим увеличивается пропускная способность БАМа.

Денис Кульга, руководитель проекта, управляющая компания «Бамстроймеханизация»: «С 27 пар поездов в сутки на данном участке увеличивается провозная способность до 37 пар поездов в сутки. Соответственно, от 47 миллионов тонн груза в год до 60 млн тонн груза в год».

Через этот новый участок грузы, в первую очередь уголь, приедут в порт Ванино. Здесь располагаются крупные терминалы, где экспортные ресурсы грузятся на корабли и дальше — в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Вокруг порта стоит одноименный поселок, где уровень жизни напрямую зависит от увеличения нагрузок на БАМ.

Параллельно БАМу, только южнее, пролегает Транссиб. Вместе две эти ветки образуют Восточный полигон. И вторая железнодорожная артерия этого полигона последние 10 лет тоже обновляется. Открытие нового тоннеля на Транссибе между станциями Шкотово и Смоляниново приурочили к юбилею БАМа.

Дальний Восток — не равнинная Россия, здесь все в холмах и сопках. Чтобы загнать многотонный состав на вроде бы не крутой подъем, приходится использовать два локомотива. Один спереди, другой сзади — толкающий, а иногда вообще расцеплять составы. Новый тоннель сквозь сопку сделает такой участок пологим. Так получится сэкономить время, ресурсы, да и локомотивы. В конечном итоге это опять напрямую влияет на пропускную способность. И таких объектов за последние 10 лет построено сотни и будет построено не меньше.

Все эти объекты увеличивают пропускную способность Восточного полигона. Благодаря этому стремительно растет количество перевозимого груза. Тот же БАМ начинал с 28 миллионов тонн в год, а сегодня этот объем доходит до 70. И речь не только об импортных товарах с востока на запад — растет экспорт в страны Азии.

Это, конечно, положительно сказывается на пополнении российского бюджета, но что не менее важно — на развитии Дальнего Востока.

Читайте также