Bloomberg: Россия прокладывает азиатские торговые пути в обход санкций

18.04.2024, 10:09

Фото: РИА Новости © 2024, Александр Кряжев

Железнодорожное и морское сообщение свяжет европейскую часть России с Индией через Иран, также Россия потратит миллиарды на инфраструктуру Северного морского пути.

Россия активно строит два новых транспортных коридора, связывающих Азию и Европу, чтобы ослабить эффект от санкций, в то время как напряженность на Ближнем Востоке подрывает глобальную торговлю — пишет Bloomberg. У судоходной и железнодорожной сети через Иран и Северного морского пути (СМП) есть потенциал сделать Россию центром большей части международной торговли, даже несмотря на западные санкции.

Эти маршруты могут сократить время транзита на 30–50% по сравнению с Суэцким каналом и избежать проблем с безопасностью, от которых страдает маршрут через Красное море, где суда атакуют повстанцы-хуситы. Обострение противостояния Израиля с Ираном дополнительно усиливает региональную нестабильность.

США и их западные союзники избегают маршрутов через Россию, несмотря на потенциальную экономию средств, но крупнейшие экономики Азии и Персидского залива проявили к ним интерес.

Россия готовится инвестировать более 25 миллиардов долларов в модернизацию маршрута через Иран и улучшение инфраструктуры вдоль арктического побережья, включая флот ледоколов отечественного производства.

Вместе с тем, устаревшая иранская инфраструктура сдерживает развитие международного транспортного коридора Север-Юг, соединяющего Индию с европейской частью России. И даже несмотря на то, что глобальное потепление делает СМП более привлекательным вариантом, вдоль отдаленной береговой линии России остаются огромные логистические проблемы — отмечает Bloomberg.

В мае прошлого года Россия выдала Ирану кредит в размере 1,3 млрд евро на строительство жизненно важного недостающего звена железнодорожного сообщения. Отрезок длиной 162 километра соединит город Решт на побережье Каспийского моря с Астарой на границе с Азербайджаном. После завершения строительства железная дорога позволит доставлять грузы из Санкт-Петербурга в Бандар-Аббас, главный экспортный порт Ирана в Персидском заливе. Это позволит создать прямое и бесперебойное железнодорожное сообщение на всем протяжении маршрута Север-Юг и поможет значительно диверсифицировать мировые транспортные потоки.

По данным Евразийского банка развития, пропускная способность маршрута Север-Юг, который включает в себя железнодорожное сообщение через Центральную Азию и сеть Каспийского моря, может увеличиться на 85% до 35 миллионов тонн в год к 2030 году. Он свяжет Россию с Ираном и Индией, а также, возможно, с остальной частью Южной Азии, Персидским заливом и Африкой. В августе прошлого года Россия отправила свой первый прямой грузовой поезд в Саудовскую Аравию.

«Если другие маршруты будут прерваны, этот продолжит работать, потому что он защищен от санкций», — сказал аналитик РСМД Никита Смагин.

Благодаря продажам российской нефти и закупкам электроники, промышленного оборудования и автомобилей торговля с Китаем достигла рекордных 240 миллиардов долларов в 2023 году, что более чем вдвое превышает 108 миллиардов долларов, достигнутых в 2020 году. Торговля с Индией выросла почти до 64 миллиардов долларов в прошлом году по сравнению с примерно 10 млрд три года назад, благодаря тому. что Индия нарастила закупки российской нефти.

Растущая торговля России с Китаем уже побуждает Москву тратить миллиарды на модернизацию восточной железнодорожной сети, чтобы расширить пропускную способность Транссибирской и Байкало-Амурской магистралей к 2030 году.

Новости по теме

Читайте также