В Петербурге помогают обрести голос неговорящим детям

15.04.2024, 17:29

Видеосюжет: Дарья Криволапова
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

20 лет социальная школа помощи неговорящим детям подбирает ключ к общению. Здесь знают, что волшебная кнопка точно существует, и даже сами создают ее. Школа получила президентский грант на создание своего диагностического инструмента, с помощью которого сотрудники могут подобрать средство альтернативной коммуникации.

Сегодня у Николая кулинарное занятие. Он жарит оладушки. Коля немного стесняется посторонних, и разговор не клеится.

С Ириной они знакомы год. Чтобы найти общий язык, сначала пришлось помолчать. В тишине привыкали друг к другу, потом педагог сделала для Коли коммуникативную книгу.

Недавно у него появился голосовой планшет. Теперь словарный запас пополняется легким движением руки. Коля добавил в коллекцию наречие «весело» и придумал для него свой символ.

Ирина Текоцкая, координатор программ альтернативной и дополнительной коммуникации: «Он нашел „не“, добавил „не я“, и это очень важный для него символ. Мы еще не до конца разобрались, в каких ситуациях их Коля использует, но это для Коли очень важный символ, он всегда проверяет, что он есть».

В месяц сотрудники школы проводят около 100 консультаций. Чтобы те, кто молчит, обрели голос, важна точная диагностика. Специалисты учитывают не только физические особенности, но и круг общения ребенка, его интересы.

Наталья Заморова, дефектолог, нейропсихолог: «У меня есть интересный мальчик, мы записали ему сообщение „Здравствуйте!“. Родители думают: „Ой, что вы тут возитесь, он всё равно ничего не понимает“. А потом человек получает такую кнопку, нажимает ее осознанно, и мы видим вот эту реакцию положительную».

Сегодня специалисты школы совместно с коллегами из других регионов создают методику для диагностики, адаптированную под наши культурные и лингвистические особенности. Так можно точнее настроить инструмент для общения. Чтобы сказать важные слова, объяснить главное и быть услышанным.

Но чтобы социальная школа могла работать с неговорящими детьми, ей самой нужна помощь. Педагоги открыли сбор средств на поддержание своего проекта.

Читайте также