Иркутские школьники восстанавливают декор щербатых фасадов старинных домов

14.04.2024, 10:52

Видеосюжет: Владлена Копыловская
Видео программы «Сегодня»

В Иркутске стартовал новый проект для школьников, который должен привлечь учеников к сохранению объектов культурного наследия. На уроках технологии они изготавливают элементы для украшения фасадов. Начинающие мастера сами выпиливают нужные детали, а затем обрабатывают их.

После нескольких примерок деревянные обновки займут свое место на выщербленном фасаде здания. Дом конца XIX века, но известно о нем немногое. Древнеславянские символы в декоре и лиры говорят о том, владелец явно был человеком творческим. В XXI веке вся эта красота вполне могла бы кануть в лету. Краевед Юлия Железнова решила побороться и привлечь к этому делу школьников.

Юлия Железнова, краевед, педагог: «Мы выбрали именно этот дом не потому, что у него какая-то интересная история, а именно потому, что у него удивительные детали на фасаде. Не могу сказать, что они совсем уж редкие, в Иркутске несколько домов с лирами, но они не так уж часто встречаются».

Семиклассники выпиливают лиры на уроке технологии, потом будет этап шлифовки. Самая ответственная работа, когда можно испортить всю заготовку, позади.

Вадим Лазарев, ученик 7-го класса школы №19: «Копиркой перенесли на дерево, надо делать отверстие и вырезать. Я считаю, что это самое сложное. Неправильное движение — и все».

Иркутск славится своей деревянной архитектурой. Юлия Железнова рассказывает о ней на занятиях даже дошколятам, отмечает встречный интерес и внимание детей к тому, что почти каждый фасад, как улыбка без зуба, щербатый. Однажды Юлия со школьниками попробовала по чертежам сделать детали одного дома, оказалось, что детям это по силам.

Первым облагороженным зданием стал дом на улице Марата. Объектом культурного наследия он еще не был, особых согласований для начала работ по замене утраченных деталей-лопаток не понадобилось. Детали разрешили закрепить. Работа с лирами оказалась вызовом для учителя технологии. Это не разделочные доски и лопатки, которые ребята учились раньше делать на уроках, тут совсем другой уровень мастерства и ответственности.

Олег Савельев, учитель технологии школы №19: «Полнейшую технологию изготовления смотрели, естественно. Сначала было небольшое непонимание, заблуждение, а потом, когда втянулись, все пошло, как говорится, на ура».

Часто в старинных деревянных домах живут люди, бремя содержания этих зданий лежит на собственниках. Если это памятник архитектуры, самостоятельно менять ничего нельзя. Как правило, людям в ветхом жилье не до вензелей и красоты фасада, им хватает других проблем.

Иркутские архитекторы сумели разглядеть в смелом начинании краеведа не детские поделки, а перспективы для сохранения исторического наследия, дали добро на работу с объектами культурного наследия и сами подключились, сняли шаблоны с декора, сделали чертежи, чтобы получилось один в один.

Юлия Яскина, главный архитектор центра по сохранению историко-культурного наследия Иркутской области: «Наличие таких проектов в нашем городе существенно может изменить ситуацию, потому что уже два объекта культурного наследия преобразились именно благодаря этому проекту».

Уроки технологии на пользу города появятся и в других школах. Учителя считают, это полезно и для детей, которые узнают об истории Иркутска и реально участвуют в его сохранении. Сейчас из 12 лир готова половина, летом их будут закреплять, а потом окрашивать силами волонтеров.

Читайте также