«Здесь нет туалета»: как выглядит самая романтичная профессия

17.04.2024, 10:00

Видео программы «Чудо техники»

После онлайн-курсов можно получить профессию крановщика, но перед тем как начать трудиться именно на стройке, предстоит пройти инструктаж по охране труда, стажировку и обучиться работе на высоте. Это ответственно и сложно, но зато как романтично — встречать закаты и рассветы.

Смена крановщицы Галины Кузнецовой из Москвы начинается в 8:00, но на стройплощадку она приходит на полчаса раньше. Добраться до рабочего места не так-то просто. Сейчас, к примеру, это 130 метров в высоту.

Галина Кузнецова: «Добираюсь минут 10, максимум за 15. Две секции прохожу, минута-полторы на восстановление дыхания, и дальше. Так постепенно идем».

Крановщица с 40-летним стажем уже привыкла к таким нагрузкам. Говорит, это своеобразная кардиотренировка, ведь потом 12 часов придется сидеть. Конечно, в некоторых современных кранах уже есть лифты, но это редкость, так как требует дополнительных расходов.

Антон Соколов, коммерческий директор компании по аренде строительных кранов: «Стоимость отдельного лифта, чтобы добавить к обычному, например, крану, в зависимости именно комплектации в среднем достигает 20–30% от стоимости непосредственно крана».

Хотя иногда эта экономия потом выходит боком. Летом 2023 года настоящая трагедия разыгралась в Челябинске. Из-за аномальной жары крановщик умер прямо на рабочем месте. Эвакуировать тело почти со 100-метровой высоты пришлось с большими трудностями, ведь лифта не было.

Вообще, крановщики трудятся не только на высоте. Особая конструкция с кабиной внизу применяется на стройках невысоких объектов. Иногда такая техника поражает своим масштабом. Один из этих гигантов, самый большой в мире, работает в Турции, на строительстве атомной электростанции. Самый популярный вопрос о кранах: у вас здесь есть туалет?

Питер Урайт, старший оператор крана: «Нет, здесь нет туалета. Если приспичит, ходим в офис».

На высоту, конечно, туалет берут с собой. Обычно в кабине также заводят чайник и обогреватель — хорошо, что розетка есть. Если жарко, можно открыть форточку.

Галина Кузнецова: «Конечно, это удобно, уютно. Кресло, кстати, раскладывается горизонтально. Можно лежать, мы отдыхаем, когда обед».

Какие закаты и рассветы встречают крановщики! Романтика. И коллектив обычно дружный, хотя и часто меняется. Сейчас Галина и ее команда работают над строительством новой многоэтажки.

Работа сложная, ответственная. Галина, к примеру, еще в советское время осваивала ремесло в училище, практиковалась несколько лет. Сейчас в Сети есть немало дистанционных курсов, о некоторых написано, что подойдут они только уже действующим мастерам для повышения квалификации. Но кое-где учат с нуля. Для самообучения присылают базовые лекции и готовы быстро выдать удостоверение. Через пять дней после отправки фото и паспортных данных на почте будут готовые документы. Подлинность этих корочек подтверждает и сайт Рособрнадзора.

Но неужели человека, который реальный кран видел только со стороны, и правда могут допустить к работе?

Антон Крышталев, заместитель генерального директора компании — поставщика строительных кранов: «Получение удостоверения — это только начало пути. Все остальное будет нарабатываться во время стажировки».

Дистанционные курсы никого на стройке не удивляют, это распространенная практика, но самое основное — это стажировка. Помимо обучения профессии машиниста, нужно пройти обучение работе на высоте, электробезопасности и охране труда. А это еще около месяца. Плюс несколько дней занимает стажировка под руководством опытного мастера.

Со стороны кажется, что достаточно просто разобраться с управлением. Команды однообразные: майна — опустить, вира — поднять, влево, вправо, вперед, назад. Немного координации, и готово. Однако на самом деле нюансов очень много. Глазами даже с высоты видно бывает не все, тут помогает бортовой компьютер.

Галина Кузнецова: «Когда мы работаем за домом на земле, я не вижу, только команда стропальщика и компьютерные данные, то есть по вылету каретки графа. Я могу работать с точностью в сантиметр там фактически, то есть в то же место из того же места. И, конечно, очень удобно вести монтажные работы в такой ситуации, когда есть все показания. То есть я уже смотрю, у меня электронный монитор, все понятно».

Скорость движения каретки (блока, который перемещается по стреле вперед и назад) и поворотных механизмов регулируется джойстиками. В современных кранах рукоятки снабжены датчиками, они реагируют на тепло человеческой руки для защиты от случайных касаний посторонними предметами.

Главная опасность для крановщиков — погода. Нередки случаи падения кранов из-за сильного ветра, поэтому есть регламент, согласно которому при определенной скорости ветра работа прекращается. Иногда в высокую металлоконструкцию бьют молнии. Так было у Евгении из Новосибирска.

Евгения Гонекер, машинист башенного крана: «Начался ураган, я просто не успела спуститься с крана. Ураган уже закончился практически, уже становилось тихо, я просто сидела, как вдруг произошел удар молнии прямо в кран, прям мне в стрелу. Я, если честно, подпрыгнула. Очень напугалась, я думала, что что-то взорвалось. Вокруг заработали на парковках сирены, только по рации я услышала от рабочих внизу, что у меня в кран ударила молния».

Все обошлось, ведь в кабине на такой случай есть заземление, заряд просто ушел в почву. Иногда бывают аварии из-за неправильного крепления груза или других человеческих ошибок. Поэтому командная работа тут особенно важна.

Галина Кузнецова: «Я всегда как прихожу на новый объект стропальщикам, говорю: ребятки, давайте жить дружно, вы мои глаза и уши, я должна вам доверять. Я отвечаю за вашу жизнь, от меня зависит, будете вы живы или нет, но от вас зависит, как вы мне дадите команду».

В обязанности крановщика входит технический визуальный осмотр машины, почти как у пилота в авиации, ведь неполадки тут тоже будут стоить дорого. Но и оплачивается эта ответственная работа неплохо — в среднем по рынку сейчас около 100 тысяч рублей в месяц. Строек много, спрос велик, хорошо бы еще система обучения подтянулась — тогда профессия крановщика станет не только увлекательной, но и более безопасной.

Все выпуски программы «Чудо техники».

Читайте также