На Южном Урале половодье размыло кладбища и скотомогильники

13.04.2024, 16:05

Видеосюжет: Татьяна Проскурякова
Видео программы «Центральное телевидение»

В Оренбурге уровень воды в реке Урал продолжает повышаться. За минувшие сутки он вырос на 14 сантиметров и теперь составляет более 11,5 метра. Этой ночью в городе звучали сирены, объявлена массовая эвакуация. Людей призвали взять документы, лекарства, вещи первой необходимости и немедленно покинуть дома. Судя по прогнозам, в ближайшие сутки затопит несколько сотен зданий. Под угрозу попал местный перинатальный центр. Его пациентов эвакуировали в другое медучреждение. На некоторых улицах перекрыли движение.

Сирена экстренного оповещения ревет над Оренбургом. Ей вторят срочные сообщения МЧС: если вы живете в указанных районах, эвакуируйтесь немедленно. Татьяна покинула свою улицу последней. Она надеялась, что большая беда пройдет мимо, но вода поглотила первый этаж и двинулась дальше.

Татьяна Подзолкова, жительница Оренбурга: «Сидели на втором этаже, надеялись, что не будет такого подъема слишком большого. Все, что нажито, к чему стремилась, дом построила, взяла в ипотеку, еще выплачивать надо».

С собой у женщины только документы и четыре собаки. Это все, что у нее осталось. В микрорайоне Кузнечный в частном секторе Оренбурга затопило все дома, потому что уровень реки Урал превысил 11,5 метра, вода продолжает прибывать. Это рекорд паводка за всю историю наблюдений.

Опасный уровень превышен на два метра. Тысячи домов за считаные часы ушли под воду. На лодках местные жители пытаются вывезти то ценное, что еще сохранилось: бытовую технику, семейные фото, животных. Кто-то поселил собаку на крыше, а кот забрался туда сам, замерев в ужасе перед стихией.

Рыбацкой лодке угрожают доски с гвоздями, плывущие холодильники и газовые баллоны. Поток бурный, только на веслах, без мотора, здесь не пройти. Дом, который родители Владимира покидать отказываются, самый высокий в поселке. Может, выдержит? Да и как бросить хозяйство?

Ольга Журба, жительница Оренбурга: «Воду сын привозит нам, еду, продукты. Нормально. Одно неудобство, что в Венеции нельзя пешком ходить».

Ольга пыталась найти даже какую-то поэзию в своем положении, но еще не знала, что главная драма впереди. Через несколько часов поток пошел стремительнее, ей с мужем все же пришлось оставить дом.

Владимир Ширяев помогает спасателям. Он рыбак, поэтому со своей лодкой приехал сразу, как услышал о затоплении. Мужчина помогает людям, а сам на связи с семьей. В его дом тоже может прийти вода.

Владимир Ширяев, житель Оренбурга, волонтер: «Уже шести-семи семьям помогли, возили из домов какие-то вещи. Уговаривали людей, не хотят некоторые уезжать, остаются в основном старые люди. Вроде уговорили, чтобы скотину отдали, а сами не хотят уезжать».

Андрей купил дом в Оренбурге несколько лет назад. Он специально высокое место выбирал на случай паводка, но не помогло. Затоплено единственное ваше жилье, недавно после ремонта. Теперь страшно смотреть, что от него осталось.

Контактировать с разлившейся водой опасно — можно заразиться инфекционной болезнью, ведь по пути к Оренбургу половодье размыло кладбища и скотомогильники. В пунктах временного размещения первым делом людей осматривает врач. В доме культуры оборудованы 50 коек, но придется расширяться. Еду сюда привозят готовую — специальное меню, чтобы не допустить распространения кишечных инфекций.

Андрей Беспоместный, старший группы ДК «Орбита»: «Приезжают люди и регистрируются, потому что нужно пройти регистрацию, чтобы потом решать вопрос с выплатами. Остаются не все, кто-то посмотрит и решает, что лучше у родственников. А есть люди, которым просто некуда идти».

Подъем воды в Оренбурге сейчас идет на уровне 3–5 сантиметров в час. Паводки в регионе случались и раньше, но в этом году сложились сразу несколько природных факторов, которые привели к аномальному половодью.

Василий Мещерин, начальник Оренбургского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды: «Много было дождей осенью. Земля ушла в зиму очень влажная, поэтому ее впитывающая способность была низкая на время половодья. В то же время снегозапасы на февраль-март были на 20–50% больше средних многолетних значений».

Первой удара стихии не выдержала дамба в Орске. Поток проломил земляную насыпь. Затопило район Старый город и соседние СНТ. Лишь несколько строений на горе уцелели. Хозяева этих домов многих приютили у себя, в том числе семью Ирины Набиевой.

Ирина Набиева, жительница Орска: «Мы вдвоем с мужем на пенсии, мы остались, можно сказать, бомжами. Как я стою, так и есть, и то это мне люди дали. Родители у нас тут жили, мы живем».

Вода в Орске постепенно убывает, но по отметкам на зданиях видно, что она доходила до крыш, а некоторые дома и вовсе разрушила.

Владимир Канев, житель Орска: «Домой заходишь, вся новая мебель лежит. Мебель была куплена прямо недавно. Все валяется. Телевизоры все потонули, все холодильники».

Добраться на большую землю люди сейчас могут только на вездеходе МЧС. Волонтеры спасают животных в другой части поселка. Два дня назад люди приехали из Донецка помогать.

Анна Мысова, волонтер: «Мы приехали вывезти больных и травмированных животных. Ветеринар с нами приехала, она их будет лечить и осматривать».

Уровень воды в Урале приближается к отметке 12 метрам, но по Оренбургу ходят слухи, возможно будет и 14. Тревогу усиливают сирены. Но вдруг на одной из улиц поселка Весенний зазвучала другая мелодия. Саксофонист, решивший подбодрить соседей, быстро стал звездой Интернета.

Степан Разин, житель Оренбурга: «Друг другу люди начали помогать. В определенный момент мы уже поняли: что могли, то мы сделали. Я сказал: подожди, сейчас я сакс принесу, что-нибудь сыграем. За счет этого получился такой сюжетик».

Степан Разин объясняет, что музыка стала его спасением от отчаяния. Если стихии противостоять нереально, то можно попытаться найти в ней вдохновение.

Все выпуски программы «Центральное телевидение».

Связанные новости

Новости по теме

Читайте также