Электросамокат опаснее мопеда: правила безопасного использования

10.04.2024, 11:00

Видео программы «Главная дорога»

Падения и столкновения с участием электросамокатов ежегодно исчисляются тысячами. Вряд ли найдется другое транспортное средство, которое вызывает столь противоречивые чувства.

Столкновение с самокатом сравнимо с ударом боксера-тяжеловеса. Достаточно для получения тяжелых травм. Сила удара зависит от скорости и массы. В определении СИМ этих параметров нет: «Средство индивидуальной мобильности» — транспортное средство, имеющее одно или несколько колес (роликов), предназначенное для индивидуального передвижения человека посредством использования двигателя (двигателей). Но если мощность до четырех киловатт и скорость до 50 км/ч уже получается мопед или даже мотоцикл.

Электросамокат только выглядит как игрушка. Он весит всего 26 килограммов, что позволяет ездить по тротуарам. Но мотор мощностью четыре тысячи ватт способен разогнать гаджет до 75 км/ч. При этом самокат полностью соответствует определению СИМ.

Мопеды и скутеры когда-то тоже считали игрушками — ездить можно было без шлема и прав. Но с ростом их популярности возросла и аварийность. На пике — больше десяти тысяч случаев в год. Исправить ситуацию удалось только после введения прав для скутеристов. На СИМ права не нужны, и значительная часть их водителей в правила ни разу не заглядывала. Для маломощных гаджетов это, может, и оправдано. Но не для устройств, способных разогнаться под сотню. По действующим правилам, если СИМ легче 35 килограммов, на нем можно передвигаться по тротуару среди пешеходов. Многие считают, что электросамокатам там не место.

Из всех двухколесных средств передвижения электросамокат сложнее всего в управлении. Он более непредсказуемый, более опасный, и это в целом менее просчитанная конструкция с точки зрения физики. Управлять электросамокатом на малой скорости сложнее, чем пройтись по канату. Гаджет сбивается с курса гораздо быстрее мопеда. Короткая база и высокий центр тяжести делают самокат склонным к развитию спонтанных колебаний. Маленькие колеса не справляются с даже с небольшими препятствиями.

Впереди на самокате должна стоять ведущая нога. Пятку задней ноги нужно ставить прямо на упор. В таком положении есть возможность не улететь назад. При разгоне самокат уезжает из-под человека, чтобы этого не происходило, тело наклоняется вперед. На торможении, наоборот, чтобы не перевернуться, тело уходит назад.

Подробные инструкции — в сюжете программы «Главная дорога»

Читайте также