Историческая сенсация: в Храме Василия Блаженного обнаружили копию иконы со Спасской башни

27.03.2024, 20:45

Видеосюжет: Ксения Игнатова
Видео программы «Сегодня»

Уникальную находку обнаружили в Храме Василия Блаженного российские историки. Речь об иконе, которую написали в начале XIX века. Она, как считается, является копией образа Спаса Нерукотворного, который находится над Спасскими воротами Московского Кремля.

Красная площадь. Главный символ Московского Кремля Спасская башня. Особый элемент на ее внешней стене — почитаемая в народе с давних пор святыня. Это надвратная икона с изображением Спасителя, к ногам которого припадают Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский. Ее возвращение на историческое место 14 лет назад стало настоящей сенсацией в музейном и религиозном сообществах.

С 30-х годов икона считалась утраченной, пока инициативная группа не начала исследования башни. И под слоем штукатурки вскрылся величественный образ.

Алексей Левыкин, генеральный директор Государственного исторического музея: «Тот образ Спаса Смоленского, который мы видим на Спасской башне, появился здесь совсем не случайно, связан с событиями 1525 года, когда Москва была практически осаждена войсками крымского хана. По легенде, осада была снята, крымские войска отступили от города, сняли осаду. И с этого времени, как считает легенда московская, на Спасской башне была укреплена эта икона».

И вот — новая сенсация. Копия этой чудотворной иконы, точно так же долгие годы считавшаяся исчезнувшей, существует и по сей день. И буквально в двух шагах от первоисточника. Прямо в Храме Василия Блаженного.

Эту икону видел каждый, кто бывал на экскурсии в Храме Василия Блаженного. Она не скрыта от глаз и находится в алтаре одного из 11 приделов собора. И здесь она уже практически 100 лет — с тех пор, как в 1925 году было разрушено прежнее место ее обитания — Спасская часовня.

Фотографий внутреннего убранства часовни не сохранилось. Однако ученые Исторического музея, в комплекс которого входит Покровский собор, заметили сходство сразу после открытия оригинального надвратного образа. Специалисты сравнили размеры — они практически идентичные — и обратились к записям Иоанна Кузнецова от 1904 года. Он был последним настоятелем Храма Василия Блаженного и первым смотрителем собора — уже в качестве музея.

Татьяна Сарачёва, заведующая отделом «Покровский собор» Государственного исторического музея: «Он оставил описание иконы из Спасской часовни. И особенно отметил, что на этой иконе есть изображение херувимов. И мы их действительно видим на этой иконе, что позволяет с большой долей вероятности говорить, что это та самая особо почитаемая икона».

Но лишь реставрация подтвердит заключение ученых на 100 процентов. Ее проведут в два этапа: начнут с комплексного научного исследования, а затем будут восстанавливать грунт, красочный слой и покрытие. Все это, возможно, прольет свет и на авторство иконы.

Татьяна Сарачёва: «Эта икона не подписная, но это не означает, что в процессе реставрации, когда будет раскрыт авторский красочный слой, мы не найдем, например, подписи на этой иконе мастера. Вполне возможно, что мы узнаем, кто из иконописцев начала XIX века создал этот величественный образ».

Сейчас Исторический музей ведет переговоры с Всероссийским художественным научно-реставрационным центром имени Грабаря, и вероятно, именно его специалисты возьмутся за эту непростую работу.

Читайте также