Принципиально новый подход: российские изобретения в области двигателестроения

25.03.2024, 18:55

Видеосюжет: Эдмунд Желбунов
Видео программы «Сегодня»

Российские специалисты в области двигателестроения изучают технические новинки, которые представили на их суд изобретатели из нескольких регионов страны: новый турбореактивный для авиации, электрический — для работы в условиях невесомости, а также обновленную версию двигателя внутреннего сгорания.

Телеканал НТВ помог российским изобретателям представить свои разработки вместе с документацией и действующими моделями на суд ведущих российских специалистов двигателестроения.

Новосибирский изобретатель Илья Александров собрал в гараже с нуля реактивный двигатель по принципиально новой схеме.

Илья Александров, изобретатель: «Работает он достаточно просто, как и всем известные нам реактивные двигатели. Единственное отличие — это камера сгорания. Если вкратце, то компрессор нагнетает воздух в камеру сгорания, блок управления подает топливо, образуется топливно-воздушная смесь, которая расширяется, толкает турбину, и цикл замыкается».

То есть, в отличие от классических реактивных двигателей, внутри этого — пропан или водород сгорают не при постоянном давлении, а за счет контролируемого взрыва. И, по задумке, именно этот прототип поможет создать более мощные и более экономичные двигатели. Например, для авиации.

Оценить запуск «революционно-реактивного» двигателя в гараж к Илье приехал начальник отдела перспективных исследований сибирского института авиации — крупнейшей научной и испытательной базы в авиационной и космической отрасли на востоке страны. Самодельный двигатель эксперта впечатлил, и он пригласил Илью уже в институт, чтобы коллеги тоже познакомились с его разработкой.

Все этапы свой работы Илья снял на видео, где рассказал, как рассчитал каждую деталь, вплоть до геометрии лопаток турбины. Зрители такой скрупулезный подход оценили: ролик «сдетонировал» и получил взрывной охват — сотни тысяч просмотров. Но сегодня главный зритель Ильи — директор института. И его комментарий молодой изобретатель ждал с нескрываемым волнением.

Владимир Барсук, директор Сибирского научно-исследовательского института авиации имени С. А. Чаплыгина: «Если есть желание, готовы. Сядем, соберем специалистов. Если потребуется, под тебя сектор-отдел создать, приходи, садись, бери и делай. То, что в гараже, это абсолютно нормально, все выдающиеся вещи начинались с гаражей».

С гаража, но уже подмосковного, начал свой проект и Макар Климов. Ему всего 19, и в тандеме со своим научным руководителем он собирает принципиально новый роторный двигатель.

Макар Климов, изобретатель: «Это революция двигателестроения XXI века, над которой мы корпели последние 4 года».

Первым перспективу в этой идее разглядел реутовский «Изобретариум», который предоставил площадку и оборудование. А затем к проекту подключились госкорпорации. Их заинтересовала не только разработка, но и ее автор, которого даже без диплома уже зовут на работу.

Макар Климов, изобретатель: «На данном этапе у нас есть концепт инновационного бироторного двигателя внутреннего сгорания, это его полное сложное название. Простыми словами: мы придумали, как с наименьшими потерями преобразовать химическую энергию, то есть бензин, в механическую».

Оценили механизм специалисты московского научно-исследовательского автомобильного института.

Алексей Теренченко, директор Центра «Энергоустановки» ФГУП «НАМИ», кандидат технических наук: «В поршневом двигателе механический КПД — 90 процентов. И ради 10 процентов много сил тратится, а эффективность меньше».

Гиви Надарейшвили, заместитель генерального директора по науке ФГУП «НАМИ», профессор, доктор технических наук: «Есть, куда двигаться, и да, просматривается результат. Какой, еще непонятно, но этим можно заниматься, это представляет интерес».

Профессор Нижневартовского университета Евгений Шаньгин тоже не теряет надежду реализовать свой проект. Вместе со своими студентами он разрабатывает новый биротативный двигатель, который, в теории, сможет работать в вакууме. А значит, его можно будет использовать и в открытом космосе.

Евгений Шаньгин, изобретатель, профессор, заведующий кафедрой нефтегазового дела Нижневартовского государственного университета: «То есть корпус, если взять в невесомость дрель и начать сверлить, то космонавт начинает вращаться дрелью в обратную сторону. Чтобы этого не произошло, мы перенесли реактивный момент на сам биротативный двигатель, он внутри корпуса замыкается».

Сейчас есть макет, но нет прототипа и нет серийного производства, потому что нет заказчика. Хотя идея, по мнению автора, перспективная, защищена 17-ю патентами.

Евгений Шаньгин: «Всем нравится сама идея, но не нравится, что надо вкладывать деньги в экспериментальные образцы».

На первом этапе для прототипа нужно всего 50 тысяч рублей, но Евгений столкнулся с гораздо более серьезной проблемой — научное сообщество в целом его идею не одобряет.

Алексей Захаров, технический директор, руководитель направления расчетов ООО «Инжинириговый центр „Русэлпром“»: «Очевиден их основной недостаток. Половина выходов из строя электрических машин связана с разрушением подшипников. Они работают при повышенных температурах, через них очень часто протекают подшипниковые токи. Поэтому, на мой взгляд, применение биротативных двигателей требует серьезного изучения».

Но как раз изучение на серьезном, а не на любительском уровне — это и есть то, чего добиваются энтузиасты. Главное их преимущество — незамыленный взгляд. Ведь если бы привычные механизмы никто не увидел в новом ракурсе, возможно, так и не появился бы ни велосипед, ни реактивный двигатель.

Читайте также