Как в КГБ готовили суперлюдей со сверхспособностями

16.03.2024, 15:00

Видео программы «Основано на реальных событиях»

19-го марта 1969-го Советским Правительством было принято совершенно секретное решение о создании в КГБ СССР курсов усовершенствования офицерского состава, или сокращенно — КУОС. Непосвященному человеку эта аббревиатура ни о чем не говорила. Даже среди сотрудников КГБ большинство не знало, о чем идет речь на самом деле. Но сегодня выпускники легендарного КУОСа впервые рассказали, кто и чему их учил.

Только небольшой круг допущенных к информации особо секретного характера офицеров знал, что на базе одной из кафедр Высшей школы КГБ СССР начинает функционировать подразделение по подготовке командиров диверсионных оперативно-боевых групп на особый период.

Сергей Голов, начальник КУОС в 1983–1993 гг. : «На эти курсы отбирали, во-первых, соблюдая принцип секретности. Куда едут и как, людям рассказывали уже на месте прибытия. А до этого — отправляли в командировку. Приезжали на эти курсы, они должны были в первую очередь осваивать основы уже разведывательный деятельности. Это бывшие все контрразведчики, которые находились на периферии по всему Советскому Союзу любого управления, начиная от Сахалина и кончая, например, Брестом».

Москва, станция метро «Партизанская», рядом Измайловский лесопарк. Сюда под легендой обычных командировочных приезжали сотрудники госбезопасности со всей страны, чтобы сесть на автобус в сторону подмосковной Балашихи — там находился секретный объект, который чекисты между собой так и называли — «25-й километр». Здесь в кратчайшие сроки была оборудована великолепно оснащенная учебно-тренировочная база для подготовки профессиональных диверсантов. Сюда попадали только лучшие из лучших. Слушателей набирали в обстановки секретности, тщательно соблюдая конспирацию даже внутри КГБ. Коллеги считали, что человек уехал в командировку. Каждому курсанту по прибытии на место тут же меняли фамилию.

Павел Бузин, ветеран КГБ СССР, кадровик «Вымпела»: «Это школа не просто совершенствования офицеров в плане использования в агентурно-диверсионной работе, а люди подготавливались и физически, и морально, и технически. То есть эта школа поднимала на новый уровень работников территориальных органов, офицеров, которые, может быть, знали язык, но они никогда не были в горах. Горная подготовка, водная подготовка, подводное плаванье — все что угодно. То есть, если простым языком сказать, то в КУОСе готовили как бы сверхчеловеков».

Суперлюди со сверхспособностями, которых готовил КУОС, должны были составить спецрезерв на случай войны. Предполагалось, что действовать этим группам предстоит в глубоком тылу противника. Задачу по созданию и подготовке этих групп надлежало выполнить в условиях строжайшей конспирации.

Виктор Ким, выпускник КУОС: «Там больше десятка, наверное, предметов было, начиная от оперативной подготовки, кончая физической подготовкой, десантной подготовкой, огневой подготовкой. Стрельба из разных видов оружия, рукопашный бой и многое другое. В течение семи месяцев слушатель обучался на этих курсах, и выходил готовый специалист в этой деятельности специальной. Потом возвращались все на свои места работы».

Начальником объекта был назначен руководитель КУОС, кандидат военных наук, фронтовик, полковник Григорий Иванович Бояринов — живая легенда и непререкаемый авторитет для всех бойцов невидимого фронта. У Бояринова было железное правило, которому он неизменно следовал сам и того же требовал от подчиненных. Ставя задачу, он всегда повторял: «В каком составе ушли на задание — в таком же и вернулись. Если повезет — живыми, если нет — мертвыми, но вернуться должны все».

В конце весны 1979-го слушатели секретных спецкурсов усовершенствования офицерского состава начали готовится к чему-то очень серьезному. Стало ясно — предстоит не учебное, а боевое задание. Где предстоит действовать личному составу КУОС — держалось в строжайшей тайне. Маршрут и точку назначения знал только начальник курсов Бояринов.

Все выпуски программы «Основано на реальных событиях».

Читайте также