«Эпоха мира кончилась»: мысль о войне с Россией ужаснула Европу

10.03.2024, 16:59

Видеосюжет: Никита Гусенков
Видео программы «Итоги недели»

Издание Politico заявляет: давний страх перед Россией — главная причина непоследовательной позиции Германии по Украине. Шольц играет в канцлера мира. Так же, как когда-то Герхард Шрёдер отказался участвовать в американском вторжении в Ирак и не втянул Германию в войну, которую называют жестокой авантюрой. Но сейчас удивительна позиция не Шольца, у которого поле для игры ограничено исторической памятью, а позиция Макрона, который повторяет про войска НАТО на Украине. Получается, что Франция не хочет помнить свой исторический опыт.

«Состояние президента вызывает обеспокоенность», — пишет Le Monde об итогах встречи Эммануэля Макрона с лидерами французских политических партий. Беседа с президентом о вариантах поддержки Украины, как отметили многие ее участники, оставила чувство тревоги и непонимания.

Жордан Барделла, председатель партии «Национальное объединение»: «На встрече у нас сложилось ощущение, что президент и премьер-министр теряют хладнокровие и рассудительность. Нам нужно провести красные линии, за которые никто не должен заступать».

Мануэль Бомпар, координатор партии «Непокоренная Франция»: «После этой встречи я еще больше встревожен. Макрон, похоже, не понимает, что его заявления изолировали Францию, поскольку все наши союзники в ЕС и НАТО дали понять, что они не намерены отправлять на Украину свои войска».

Но Макрон был непреклонен: «никаких ограничений и красных линий» для поддержки Украины быть не может. В отличие от путаных заявлений для прессы в духе «меня не так поняли», за закрытыми дверями президент не только не исключил вариант отправить французских солдат на Украину, но и буквально подтвердил такой план. Как рассказал один из ее участников, привлечение французских военных, по замыслу Макрона, может потребоваться в случае провала украинской обороны и наступления российской армии в сторону Киева или Одессы.

Флориан Филиппо, лидер французской партии «Патриоты»: «Макрон делает все, чтобы дискредитировать нас. Уже были Минские соглашения, но мы не хотели обеспечивать их выполнение. И каков итог? Теперь мы то достаем чековую книжку, чтобы платить миллиарды Киеву, то собираемся отправлять на смерть сыновей Франции».

Поменьше болтать советует своему преемнику и бывший президент Франции Олланд, чья подпись стояла в Минских протоколах. Поддержкой не заручился Макрон и на встрече с другим экс-президентом — Николя Саркози выступает за переговоры и нейтральный статус Украины.

Черту под обсуждением идеи Макрона среди союзников подвел министр обороны Германии, как бы отвечая на адресованный Берлину призыв и одновременно упрек из Парижа «не быть трусами и проявить мужество».

Борис Писториус, министр обороны Германии: «Никто не хочет вводить войска в Украину. Да, такие обсуждения есть, но их пора бы уже прекратить. Мы выступаем против эскалации и по другим направлениям — например, относительно ракет дальнего радиуса действия. Есть линия, которую мы не преступим: мы не будем воюющей стороной, поэтому Taurus поставлены Украине не будут».

Клаус Виттманн, историк: «Что бы ни утверждал канцлер, он ни за что не отправил бы немецких солдат на Украину, это был бы политический крах. Что мы действительно видим, так это раскол между Шольцем и Макроном. И когда канцлер объясняет свое нежелание отправлять ракеты тем фактом, что на Украине находятся французские и британские солдаты, это больше, чем дипломатический промах, у этого будут долгие последствия».

Трещин в отношениях между союзниками добавили и первые результаты проверки в немецком бундесвере после утечки разговора немецких военных о том, как ударить ракетами Taurus по российской территории. Как выяснилось, участники дискуссии использовали незащищенные каналы связи. «Невероятным позором» называет в эфире действия военных Die Welt. Как «удар по репутации стратегического партнера» оценивает утечку Bild: «Перехват секретных переговоров лишь подтверждает старую поговорку западных союзников: хочешь, чтобы об этом узнали в Москве — расскажи немцам». Официальные лица пытаются преуменьшить последствия провала, подменяя сам факт переговоров темой вмешательства России во внутренние дела.

Портрет «врага с Востока» в сознании обывателя формируют на основе уже знакомых образов. Министр обороны Писториус выставляет перехват секретных переговоров немецких военных как очередной этап информационной войны России против Германии, в прессе утечку называют громким успехом российских секретных служб, а угрозу со стороны нашей разведки — самой серьезной со времен холодной войны. Излюбленную в последние недели тему ядерного апокалипсиса на неделе подогрели в статье Der Spiegel о создании нового бункера для членов правительства и лично канцлера Шольца. Якобы во вторник даже провели учения по эвакуации руководства страны в подземное убежище на случай непредвиденных обстоятельств.

Тему войны между Россией и НАТО развивает британский The Economist — якобы конфликт может начаться уже через три года. Дать решительный отпор России призвал польский премьер Туск, объявив о начале нового этапа в международных отношениях.

Дональд Туск, премьер-министр Польши: «Эпоха мира кончилась, послевоенная эпоха, начавшаяся после Второй мировой, тоже в прошлом. Мы живем в новое, предвоенное время. Европа хотела жить и развиваться, но сегодня мы должны ясно осознать — либо мы возьмемся за защиту наших территорий и наших граждан, либо мы падем».

Панику поляков подогревают европейские чиновники, упаковывая призывы к войне в красочные заявления о защите собственной безопасности. «Евросоюз должен начать производство оружия нового поколения, обеспечивающего победы на поле боя», — призывает Урсула фон дер Ляйен. На неделе ее кандидатуру выдвинули на новый срок в кресле главы Еврокомиссии. По ее формуле «тратить на оружие больше, тратить по-европейски» рисует картину нового мироустройства глава европейской дипломатии Боррель, где ни миру, не дипломатии места больше нет.

Жозеп Боррель, глава внешнеполитического ведомства ЕС: «Мир больше не является само собой разумеющимся. Война идет у наших границ, и нам нужно наращивать наш промышленный оборонный потенциал. В начале мы обходились стратегическими запасами, теперь мы переходим к промышленно-производственной войне».

В ее успехе сомневается Le Figaro: в ЕС просто нет денег на укрепление обороны. Среди причин издание перечисляет дорогую технику, недостаточные производственные мощности и недофинансирование. Срочно ставить экономику на военные рельсы призывает еврокомиссар по внутреннему рынку Тьерри Бретон, иначе «Европа не сможет реагировать на возникающие внешние угрозы».

Все выпуски программы «Итоги недели».

Связанные новости

Читайте также