Легкая нефть тяжелой добычи: особенности освоения Чонских месторождений

06.03.2024, 11:36

Видеосюжет: Александр Коневич
Видео программы «Сегодня»

Цифровые решения и высокотехнологичные горизонтальные скважины, напоминающие «рыбью кость», позволили начать добывать в Восточной Сибири нефть особого состава. Ее легко переработать в бензин высшего качества, но трудно выкачивать из-за большого количества трещин и разломов в породе. Перспективные Чонские месторождения осваивает «Газпром нефть».

Чонская группа месторождений на границе Якутии и Иркутской области — это в общей сложности почти 7 тысяч квадратных километров. Так что даже на вертолете за один день облететь и увидеть можно лишь малую часть разбросанных на этой огромной площади участков, где уже идет активная работа.

Владимир Крупеников, генеральный директор ООО «Газпромнефть-Заполярье»: «Чонская группа месторождений имеет колоссальные ресурсы. Геологические запасы жидких углеводородов составляют более 1,7 миллиарда тонн. Месторождения расположены в непосредственной близости от нефтепровода „Восточная Сибирь — Тихий океан“, что позволяет обеспечивать бесперебойные поставки углеводородов в страны Азиатско-Тихоокеанского региона».

Еще недавно здесь не было ни дорог, ни направлений. Сейчас во все районы, где ведется добыча или бурение скважин, можно добраться по земле. Несмотря на то, что природа часто «прячет» свои самые богатые запасы в таких труднодоступных человеку местах, «Газпром нефть» все активнее разрабатывает Восточную Сибирь, создавая настоящие инженерные города с уникальной инфраструктурой посреди тайги.

Но главной проблемой для начала активной разработки Чонской группы месторождений был не климат, а особенности геологического строения. Земные недра в этих местах устроены так, что нефть из них не бьет фонтаном. Запасы углеводородов Чонского кластера относятся к разряду трудноизвлекаемых. Но трудно — не значит невозможно.

Артур Галимзянов, ведущий геолог ООО «Газпромнефть-Заполярье»: «Добыча нефти с чонских пластов осложняется аномально низким давлением. Месторождение отличает множество трещин и разломов и низкая проницаемость пород. Это усложняет работу и требует дополнительного воздействия на пласт. Кроме того, чонская нефть является холодной — температура варьируется от 10 до 25 градусов. Это в среднем ниже в пять раз, чем в Западной Сибири».

Чтобы «подобрать ключ» к Чонской кладовой, использовали самые передовые технологии. Из десятков исследований собрали геологическую модель региона. Она помогла в бурении сверхсложных скважин.

Андрей Кузнецов, ведущий специалист службы супервайзинга бурения ООО «Газпромнефть-Заполярье»: На Игнялинском нами была построена первая скважина конструкции «„рыбья кость“. От основного — горизонтального — ствола в пласте отходит множество боковых ответвлений. Эти дополнительные стволы направляются в разрозненные участки залежи, что увеличивает охват нефтенасыщенных зон пласта и повышает последующий уровень добычи».

Общая длина высокотехнологичной скважины — больше 14 километров. Контролировали весь процесс из цифрового Центра строительства скважин, который находится за тысячи километров от Якутии — в Тюмени.

Пока на участках Чонского кластера идет строительство необходимой инфраструктуры, добываемое сырье и привозят на расположенное рядом Чаяндинское месторождение. Там на установке подготовки нефть очищают от всех ненужных примесей, перед тем как подать в магистральные трубопроводы. Все технологии и оборудование отечественное, а собирается эта сложная система как конструктор — оперативно и с возможностью постоянно что-то менять и дополнять.

Бурение скважин и добыча — процесс непрерывный. И поэтому даже лаборатория работает здесь круглые сутки. Образцы из скважин Чонского кластера чисто визуально сложно назвать «черным золотом». Из-за низкой плотности чонскую нефть называют легкой, но добывать ее очень нелегко. Новый центр добычи в Восточной Сибири обеспечит долгосрочные поставки углеводородов на стратегически значимые для России рынки Азиатско-Тихоокеанского региона.

Читайте также