ВЦИОМ: две трети россиян сталкивались с телефонными мошенниками

20.02.2024, 11:54

Фото: thomholmes / unsplash.com

В ходе февральского опроса 67% россиян признались, что за последние полгода-год получали фейковые звонки.

67% россиян за последние полгода-год получали звонки от телефонных мошенников. Это следует из опроса ВЦИОМ. Там отмечают, что за три года этот показатель вырос на 10%.

Гораздо в меньшей степени в России распространено СМС-мошенничество. В последнее время с попытками обмана такого рода сталкивался каждый шестой, то есть 17% опрошенных, тогда в 2021 и 2022 годах каждый пятый или 19% и 20% соответственно. Одна из наиболее очевидных причин, по которым злоумышленники предпочитают звонки, это тот факт, что в ходе разговора гораздо проще расположить к себе потенциальную жертву. А если повезет, то выманить заветную информацию и опустошить банковский счет.

Жертв мошенники выбирают в основном по месту проживания. Наиболее подвержены телефонному мошенничеству жители обеих столиц: с ним сталкивались 85% москвичей и петербуржцев. В сельской местности с телефонными аферистами имели дело 57% наших сограждан.

Отмечается, что среди людей, получавших фейковые звонки, 77% составляют граждане с высшим и неполным высшим образованием. Среди опрошенных со средним специальным образованием таковых набралось 60%. Но это говорит, скорее, не о предпочтениях мошенников, а о способности человека распознать попытку обмана.

С СМС-мошенничеством чаще сталкивается молодые люди, очевидно, телефонным мошенникам хорошо известно, что они предпочитают звонкам чаты. К тому же, в силу большей технической подкованности, молодежь чаще устанавливает на своих устройствах приложения для блокировки нежелательных звонков.

30% опрошенных ни с фейковыми звонками, ни с СМС-мошенничеством не сталкивались.

ВЦИОМ отмечает, что выйти на потенциальную жертву это лишь полдела для злоумышленников. Как показал опрос, этим, как правило, все и ограничивается: 93%, то есть абсолютное большинство россиян, с которыми удалось связаться злоумышленникам, не попались на их удочку и не понесли денежный ущерб. Показатель остается неизменным на протяжении всего периода замеров, а это значит, что рост случаев телефонного мошенничества не конвертируется в рост числа пострадавших, попытки обмана граждан в большинстве случаев остаются безуспешными. Понесли финансовые потери 7% из числа столкнувшихся с телефонным мошенничеством. 3% оценили ущерб как незначительный, 4% как значительный.

В целом россияне скептически оценивают свои шансы быть обманутыми телефонными мошенниками: 46% считают такое развитие событий маловероятным, 27% полагают, что это невозможно. Еще 23% допускают, что могут лишиться денежных средств в результате действий телефонных мошенников, среди россиян в возрасте 45–59-лет такой ответ звучит несколько чаще. Масштабная работа по повышению уровня цифровой и финансовой грамотности в нашей стране дает свои плоды: за последние три года доля россиян, крайне скептически оценивающих свои шансы быть обманутыми телефонными мошенниками выросла, тех, кто допускает подобное развитие событий стало меньше.

Считают, что вряд ли попадутся на удочку мошенников, молодые люди 25–34 лет (57%), россияне с высшим и неполным высшим образованием (53%), а также активные пользователи интернета (52%) и предпочитающие смешанную модель медиапотребления (48%). Кроме того, более уверены в своих способностях противостоять обману мужчины, 30% против 25% у женщин.

Этим летом в России вступит в силу закон о дополнительной защите граждан от финансовых мошенников, обязывающий финансовые организации возвращать клиентам украденные деньги. Судя по полученным данным, новый законопроект удовлетворяет запрос общества, так как среди россиян доминирует точка зрения, что переведенные мошенникам деньги надо возвращать. По мнению 44% опрошенных, этим вопросом должны заниматься правоохранительные органы, расследуя дело по заявлению пострадавшего, еще 31% возлагают ответственность на банк, услугами которого пользовался пострадавший. Каждый восьмой или 13% опрошенных считают виновником жертву телефонного мошенничества и выступают против возмещения ущерба.

Читайте также