Точки, смайлики, голосовые сообщения: современные правила цифрового этикета

22.02.2024, 11:00

Видео программы «Чудо техники»

Ставить в конце сообщения смайлик или точку, оказывается, зависит от того, сколько собеседнику лет. Молодежь, как выяснилось, болезненно реагирует, если послание в мессенджере заканчивается точкой. Она воспринимается как что-то мрачное и давящее.

Пассивная агрессия, скрытая обида, плохое расположение духа — все это молодые люди видят в обычной точке в конце сообщения в мессенджере. Корни этого явления тянутся в ранние 2000-е, когда в компьютерных чатах люди стали лениться ставить точку, а если ты давал себе труд все-таки найти ее на клавиатуре, значит, имел в виду что-то агрессивное типа «все, разговор окончен».

В общении можно получить проблемы, если не соблюдать сами собой возникающие правила цифрового этикета. Ольга Лукинова, автор книги о том, как «не бесить друг друга в интернете», предупреждает: «Неуместно использовать смайлы и эмодзи, если мы только-только начинаем общение с человеком. Эмодзи всегда сигнализируют, что мы сокращаем дистанцию. Мы не должны ее сокращать без взаимных договоренностей». Например, начальник может воспринять это как нарушение субординации.

Но у разных поколений свое представление о нормах цифрового общения. Люди разных возрастов по-разному реагируют на одно и то же. Но что точно раздражает большинство людей, так это несколько сообщений подряд, которые можно было уместить в одно, а не заставлять телефон разрываться от сигналов. И голосовые сообщения тоже вызывают массовую неприязнь. Эксперт по цифровой коммуникации подтверждает: судя по опросам, голосовые сообщения неудобны большинству людей вне зависимости от возраста.

Еще одно нарушение современного цифрового этикета — это звонки без предупреждения. Некоторые считают это милым и старомодным, но большинству неудобно, когда их отрывают от дел, ведь телефоны у нас теперь всегда с собой, а не висят на стенках, как раньше. Если сравнить с дистанцией при общении вживую, то происходит довольно тесный контакт.

Ольга Лукинова, эксперт по цифровым коммуникациям: «Именно телефонный звонок требует от нас максимальной включенности и как бы вторгается в наше пространство. Телефонный звонок воспринимается так же, как нарушение личных границ, как когда-то было прийти и в дверь постучать. Поэтому сегодня мы перед телефонным звонком все-таки используем мессенджер или электронную почту».

Особые правила складываются относительно видеоконференций. К примеру, если вы отключаете камеру или отходите от нее — это знак неуважения к собеседникам, которые дают себе труд терпеливо сидеть в кадре.

Технологии стали новыми, но люди и законы общения не изменились. Раньше считалось невежливым звонить среди ночи, и теперь тоже надо думать, не побеспокоите ли вы человека. Говорить слишком длинно и путано всегда было дурным тоном, а сейчас это просто перешло в переписку.

Все выпуски программы «Чудо техники».

Читайте также