Талант и технологии: как изменились театры Москвы и чем они привлекают зрителя

17.02.2024, 11:46

Видеосюжет: Глеб Дудкин
Видео программы «Сегодня в Москве»

В рамках национального проекта «Культура» Москва проводит масштабную реконструкцию театров. За последние 10 лет обновили уже 85 зданий. Речь не только о внешнем убранстве: театры оснащают новейшими технологиями. Теперь в арсенале у режиссеров есть мультимедийные экраны, сцены-трансформеры, инновационное освещение и звук.

В XIX веке историческим залом-рестораном на Неглинной улице заведовал французский ресторатор Люьсен Оливье, тот самый, что подарил России одно из национальных блюд. В советские годы там расположился кинотеатр, затем — научное издательство, и только в 1989-м здание стало домом для Театра современной пьесы, а помещение бывшего ресторана «Эрмитаж» — одноименной сценой. Работая в стенах объекта культурного наследия, актерам пришлось подстраиваться под уже имеющийся декор.

Дмитрий Астрахан, художественный руководитель театра «Школа современной пьесы»: «Ставя спектакль здесь, нельзя не учитывать вот это все. Надо либо все это закрывать, что, в общем-то, можно, но малоинтересно, малохудожественно, либо оставлять и что-то изобретать. Но когда есть какой-то вот такой аромат необычности, люди приходят и такие: „Ой, это вообще другое!“. И в этом есть своя прелесть, конечно же. Свою слабость мы пытаемся сделать своим козырным тузом».

Есть у зала и конструктивные особенности. «Эрмитаж» расположен на втором этаже, а потому «притопить» зрительный зал в пол, как это сделано в большинстве театров, не представлялось возможным.

Андрей Смирнов, заведующий постановочной частью театра «Школа современной пьесы»: «Была придумана такая интересная история с залом-трансформером, с подъемно-опускными станками, которые занимают все пространство зала. Их 92 станка. Ребята вручную поворачивают замки ключами, поднимают».

Задачу сильно упрощает вспомогательный подъемный механизм, встроенный в каждую платформу. Легким движением руки массивные блоки превращаются в элегантный подиум. Такое конструктивное решение позволяет в считанные минуты перекроить пространство под любые задумки режиссера.

Похожую, но уже электронную систему после комплексной реставрации и ремонта получит Центр театра и кино на Поварской. На металлические каркасы установят пантографы, которые позволят регулировать высоту зрительного зала в диапазоне двух метров и с точностью до сантиметра. Кресла могут сниматься, создавая при этом одну единую плоскость для работы на сцене. При необходимости весь партер можно превратить в сцену — зрители переместятся на верхние ярусы.

Изначально здание проектировалось как дворец культуры, но сейчас стоит задача сделать его многофункциональным, чтобы можно было и классический спектакль дать, и музыкальное шоу отыграть, и большое кино показать. В связи с этим особое внимание уделяется звуку.

Игорь Попов, директор Центра театра и кино под руководством Никиты Михалкова: «„Даже обшивка кресел влияет на акустику. То есть здесь учитывают все. В каких-то частях отделки зрительного зала будет применена перфорация, чтобы изменить акустическое пространство“.

Здание носит статус объекта культурного наследия, так что перед бригадой стоит непростая задача: приспособить его для современного использования, при этом не вносить изменения в предметы охраны. Винтовая лестница относится как раз к таким. Она давно не используется по назначению, однако после того как работы будут завершены, осветители с ее помощью смогут добираться к своим рабочим местам, а на балконах разместят прожекторы».

В премьерном спектакле в Театре Табакова по ту строну сцены задействовали 88 ее положений, что далеко не предел. Но главная техническая фишка постановки легла на плечи пиротехников. Отечественные умельцы изобрели искрящие ботинки.

Дмитрий Симкин, пиротехник: «Первые разговоры начинались еще со времен приезда Майкла Джексона. Много очень попыток делали, и с Майклом Джексоном, и мы работали долго со степ-коллективом Lord of the Dance. Тоже были вопросы, тоже никак не получалось».

Технические возможности в конце прошлого тысячелетия были не те. К амбициозной задаче Дмитрий Симкин вернулся полгода назад с тридцатилетним опытом пиротехника.

Дмитрий Симкин: «Подобный эффект повторить крайне тяжело. Это всемирное новшество, это было сделано в России в первый раз, то есть во всем мире этого нет».

На то, чтобы сделать трюк ярким и безопасным, ушло 2,5 месяца. Затем — согласование с МЧС и прочими инстанциями. Но результат того стоил.

Роман Бондаренко, заведующий постановочной частью Театра Олега Табакова: «Все делается исключительно для зрителя, чтобы шоу получилось насыщенным, красочным, интересным, запоминающимся. Артистам тоже интересно работать в этом всем. Они получают свой бесценный опыт».

К счастью для москвичей и гостей города, театральная конкуренция в столице огромна. Москва насчитывает около 100 только государственных театров, еще больше — частных. В борьбе за внимание зрителя коллективы ищут новые подходы к постановкам, в том числе технические. Насколько удачны решения — каждый может оценить самостоятельно.

Читайте также