Защита или дополнительные риски: что происходит с машиной при ударе в фаркоп

06.02.2024, 11:00

Видео программы «Главная дорога»

Водители часто попадают в ДТП, в котором они не виноваты: например, когда в них сзади врезается какой-нибудь «чайник».

Есть мнение, что прицепное устройство — фаркоп — при ударе сзади обеспечит сохранность крышки багажника, бампера, парктроников и остального оборудования. Некототрые водители даже ставят фаркоп специально с расчетом на то, что он послужит как защита при ударе сзади. Но есть и другое мнение: при наличии фаркопа повреждений будет больше, чем без него.

Тесты в центре испытаний ФГУП «НАМИ» позволят понять, кто прав. На кузов нанесли контрольные метки, позволяющие произвести замеры до испытаний и после испытаний. С помощью одобренной Минюстом программы по визуализации ДТП судебный эксперт Александр Нечаев смоделировал такие же, но виртуальные аварии.

Фаркопы по типу крепления бывают трех видов: сварные (крюк, который не снимается), условно съемные (сцепной шар можно снять, открутив два болта), легкосъемные (крюк крепится с помощью «„пальца“ или замка».

В центре современных автомобилей есть капсула безопасности, защищающая людей. Передняя и задняя части — сминаемые сектора, которые принимают на себя и гасят энергию ударов. Балочные фаркопы усиливают жесткость сминаемого сектора. При этом энергия удара передается на лонжероны и в салон. А без фаркопа бампер спружинит, до кузова удар не дойдет.

Фаркопы же проходят испытания производителей исключительно на надежность крепления.

Денис Загарин, директор Центра испытаний ФГУП «НАМИ»: «Такая силовая конструкция оказывает серьезное влияние при ударе на распределение нагрузки».

На одном из кузовов Renault Logan установлен сертифицированный фаркоп с условно съемным шаром. Удар производится тележкой весом в тонну (средняя масса не груженного легкового автомобиля) на скорости в 15 километров в час (по утвержденной методике страхового краш-теста). Удивительно, но, несмотря на прогнозы всех экспертов, фаркоп защитил автомобиль от критических разрушений. Точки креплений кронштейна фаркопа не сместились, лонжероны целы, от удара вдавило лишь сам кронштейн фаркопа, он и погнул днище в области корыта для запаски, вывернуло бампер. Ремонт машины возможен.

Кузов без фаркопа после удара получил критические повреждения. Правый лонжерон, который принял удар через буксировочную петлю, сместился на 40 миллиметров и смялся. Деформация корыта для запаски по центру — 33 миллиметра. Под замену половина багажника, правый лонжерон, крыло, стойки кузова и крыша. Эти результаты подтвердил и виртуальный краш-тест.

Александр Нечаев, судебный эксперт лаборатории «СУДЕКС»: «После таких повреждений автомобиль восстанавливать нет смысла, дешевле купить новый. Вся проблема в буксирной проушине. Производители, зная эту проблему, заменили ее на вкручивающийся буксирный крюк — рым-болт».

Третий кузов разбили виртуально без буксировочной петли и без фаркопа. Повреждений меньше. Бампер, конечно, под замену, но ниша запаски и лонжероны — целы. Если нет буксировочной проушины, фаркоп сделает ремонт машины дороже. Прежде чем купить фаркоп, убедитесь, что он прописан в одобрении типа транспортного средства именно для вашего автомобиля.

Все выпуски программы «Главная дорога».

Читайте также