Пилот Falcon 10 помнит последние минуты перед катастрофой в горах Афганистана

26.01.2024, 14:09

Видеосюжет: Диана Ковандо
Видео программы «ЧП»

В Москву вернулись четверо россиян, которые выжили в авиакатастрофе в горах Афганистана. Члены экипажа Falcon 10 и медики почти двое суток провели на морозе. Несмотря на то, что все уже получили необходимую помощь и уход, последствия ЧП еще долго будут преследовать пострадавших. Одного из пилотов частного джета экстренно госпитализировали с подозрением на инфаркт.

«Спасибо, что живой», — единственное, что родственники пилота Дмитрия Белякова успели сказать, прежде чем его, прикованного к инвалидному креслу, передали врачам медицины катастроф. Складывается впечатление, что у пилота все еще шок. Разбита губа, обморожение обеих ног, заплетается язык, он готов отвечать на вопросы, но слова подбирает с трудом. Со слезами на глазах бегут родные — мать, отец, супруга, которые сегодня они отменили все дела.

Полтора дня россияне пролежали на морозе и 6 часов шли, грелись, зажигалкой поджигая все, что находили, даже шнурки, и радовались, что они не горят, а тлеют. Полтора дня выживания на горном хребте при температуре минус 15 градусов. Долгие часы надежды на спасение и минуты отчаяния.

Дмитрий Беляков, несмотря на то, что потерял сознание, последние минуты перед трагедией помнит отчетливо. Сигнал о нехватке топлива, отказ по очереди обоих двигателей с разницей в 10 минут. Даже не эксперту в авиации понятно, что шансы выжить были ничтожны и равнялись практически нулю. Главное было не уйти в пике и отработать маневр плавно.

Дмитрий Беляков: «Занимались экстренным сажанием самолета, сверяли наивыгоднейшее место, чтобы его посадить. Мы нашли место, пологая гора находилась на высоте сколько-то там километров, у нас самолет скатился и остановился дальше. По всей видимости, проблема с топливом — это наличие льда, что нарушило причины поступания в расходные баки».

Белякова переложили на носилки и погрузили в автомобиль медицины катастроф. Он сказал отцу несколько слов, после чего двери закрылись.

Дмитрий Беляков — единственный из всего экипажа самолета Falcon 10, разбившегося в горах Афганистана, кому потребовалась срочная помощь врачей. Его коллега Аркадий Грачёв и фельдшеры Павел Попов и Игорь Сывороткин целы, они отделались ссадинами. С собой у медика частного борта переносной дефибриллятор, которым он во время перелета из Таиланда в Россию пытался завести сердце туристки Анны Евсюковой. Вместе с мужем Анатолием она летела из Таиланда. Мощную инфекцию, разрушавшую весь организм женщины, диагностировать сразу тайские врачи были не в силах и рекомендовали срочно отправлять на родину. Семье удалось решить вопрос с получением бизнес-джета, на котором рассчитывали попасть в Москву. Крушения пациентка, находившаяся в и без того тяжелом состоянии, перенести не смогла.

Игорь Сывороткин: «То, что женщина мертва, было понятно сразу, а тело мужа ее нашли уже утром. В первую ночь не удалось найти. Выбросило в противоположную строну от нашего самолета и прикрыло крылом».

Фельдшер Игорь Сывороткин — самый молодой из группы, ему 26 лет. Потеряв сознание после крушения, он очнулся первым и отправился искать помощь, шел пешком, через горы, нашел в 6 километрах малонаселенный аул, изъяснялся жестами.

Купленный в октябре и разбившийся 20 января Falcon 10 пробыл в собственности компании меньше полугода, несмотря на солидный стаж и часы налета обоих пилотов. Следователи сейчас проверяют, а была ли у компании лицензия на подобные санитарные рейсы, как технически был подготовлен сложный длительный перелет.

Много вопросов и догадок на грани конспирологии вызывают распространенные афганскими газетами сообщения о том, что с разбившегося борта пропали деньги, называется сумма свыше миллиона долларов. Для кого они предназначались, чьи они — для всех по-прежнему большой секрет. Выжившие медики говорят, что ни о чем подобном не знают. Пилоты объясняют, что афганские журналисты преувеличили, на борту были только личные накопления.

Аркадий Грачёв: «Нет, денег там не было, там личные деньги. Немножко специфика, как-то надо было отблагодарить, мы там небольшие денежки дали. Потому что, представляете, я еще более-менее в нормальном физическом состоянии, а вот ребят просто тащили на себе волоком».

Всем выжившим в авиакатастрофе дадут время подлечиться и прийти в себя, после чего в кабинете следователя придется поговорить об организации полета, в котором погибли два человека. Экспертам предстоит расшифровать записи черных ящиков и досконально проверить всю документацию частной компании, которая организовала перелет.

Связанные новости

Читайте также