Требования времени: столичные вузы оснащают роботами

24.01.2024, 18:00

Видео программы «Сегодня в Москве»

Москва оснащает учебные заведения роботами, чтобы программы обучения в вузах и колледжах соответствовали требованиям времени. Они должны помочь студентам научиться управлять самой современной техникой и изучить, как она устроена.

В приборостроительном техникуме при университете Плеханова за партами сидят будущие техники по компьютерным системам и комплексам. То есть именно они говорят роботу, что и как ему делать.

Виктор Познахирко, преподаватель специальных дисциплин: «Для того чтобы начинать изучать мир робототехники, нужна какая-то простая стартовая точка, с чего-то простого надо начинать. Для этого мы используем две готовые платформы, модульные, которые ребята могут собрать и посмотреть, из чего они состоят, что это такое, чем робот живет, как его программировать и как эта механика движется. На дальнейшем этапе мы выступаем за то, чтобы ребята вносили в эти платформы какие-то изменения, расширяли функционал, вносили что-то свое».

К небольшим и довольно простым роботам теперь присоединился промышленный. А зачем такой робот вообще нужен, ведь и без него вполне успешно можно готовить специалистов? Это можно сравнить с умением водить автомобиль. Представьте, что вы учились на отечественном седане, а затем приходится садиться за руль иностранного внедорожника. Потребуется немало времени, чтобы привыкнуть. Робот нужен, чтобы избежать этого.

Анастасия Михеева, руководитель академии роботизации компании-производителя роботизированных систем: «Точно такие же системы, только с определенным функционалом под конкретную отрасль, едут на предприятие, и студент — выпускник вуза, колледжа, который учился на этих системах, в последующем идет работать на предприятие, где уже установлены точно такие же системы, ему не нужно привыкать к этом роботу, заново обучаться».

Чтобы понять, почему робота называют универсальным, нужно вернуться к аналогии с автомобилями.

Анастасия Михеева: «Если мы возьмем готовый автомобиль, где есть руль, педали, сиденья, двигатель, то робот — это двигатель, который задает ход машине. Но если приобрести просто двигатель, ты не сможешь сесть и добраться из точки A в точку B. И роботизированная система вместе с двигателем позволяет тебе доехать до точки назначения. С роботами то же самое — есть двигатель, есть дополнительные комплектующие, и в общем получается машина для передвижения».

Эти комплектующие можно менять. То есть сегодня робот делает сварку, завтра — закручивает шурупы, послезавтра — перетаскивает грузы. На сегодняшний день такая роботизированная система установлена в пяти учебных заведениях России: по одной — в Петербурге и Самаре и сразу три — в Москве. Среди роботов есть и врачи, вернее, ассистенты врачей. Это одновременно хирург и диагност.

Анна Борде, аспирант кафедры «Биомедицинские технические системы и устройства» МГТУ имени Н. Э. Баумана: «Допустим, такие роботы установлены в каком-то центре, где проводится операция, но там нет высококвалифицированного специалиста. Например, такой высококвалифицированный специалист находится в другом городе, и он проводит операцию удаленно. Ему в этот момент поступает информация с видеокамер, с диагностического ультразвукового датчика, и, соответственно, на месте присутствует какой-то вспомогательный персонал, который помогает проводить операции, но основные манипуляции проводит хирург».

Человек управляет всем процессом при помощи джойстиков. Все как будто в компьютерной игре, только на кону стоят жизнь и здоровье человека. Сложные операции на сердце при помощи такого робота сделать сложно, практически невозможно, а, например, вылечить острый тромбоз вен нижних конечностей — без вопросов.

Роботизация учебных заведений в Москве в ближайшее время продолжится. Планируется, что к новому учебному году роботы появятся еще в 30 вузах и колледжах.

Читайте также