Как с картинки: уникальные мосты возводят в разных районах Москвы

10.01.2024, 17:35

Видеосюжет: Глеб Дудкин
Видео программы «Сегодня в Москве»

В разных районах Москвы активно возводят мосты. По их количеству российская столица уже обошла даже Венецию.

Пока что будущий мост в районе Хорошёво-Мнёвники выглядит как гигантский конструктор, но совсем скоро он будет как с картинки — как в проекте, созданном с помощью компьютерной графики. Шесть полос движения, пешеходные зоны шириной 4,5 метра — на все уйдет 8 тысяч тонн мостовой стали. Несущая способность и жесткость конструкции будут обеспечены в основном за счет двух стальных арок, каждая из которых весит около 500 тонн. Чтобы воплотить в жизнь то, что придумали архитекторы, пришлось провести сотни расчетов. Трудностей добавила необычная конструкция моста, обусловленная рельефом участка.

Михаил Баранов, главный инженер проекта: «Опоры моста повернуты под углом. То есть если мост идет по прямой, то опоры к нему повернуты под углом. Из-за этого арки пришлось сместить».

Смелые решения потребовали дополнительных расчетов, но результат оправдал усилия. Самое приятное в работе — приезжать на стройплощадку и видеть вживую конструкции, которые существовали лишь на бумаге, говорит главный инженер. Задачу осложняет еще и то, что работать приходится в условиях плотной городской застройки. В график строители при этом укладываются.

Алексей Рогачёв, руководитель проекта: «На сегодняшний день Шелепихинский мост является единственной артерий, связывающей два района — Хорошёво-Мнёвники и парк „Фили“. Количество машин становится больше в связи с тем, что ведется активная застройка, число жителей увеличивается. После строительства нашего моста в 2025 году эти районы будут соединены новой артерией, которая позволит как машинам, так и людям беспрепятственно перемещаться с одного берега на другой».

Еще один мост, который вскоре появится в Москве, соединит северную часть Мнёвниковской поймы с улицей Мясищева и облегчит жизнь не только автомобилистам. Сейчас дорога до метро у местных жителей пешком занимает почти час. Через мост путь до станции «Мнёвники» составит примерно 10 минут. На сегодня большая часть металлоконструкций уже собрана, вскоре строители приступят к надвижке пролетов. Броский дизайн — не дань моде. Балки, как бы натянутые между пилонами, заберут на себя долю нагрузки. Так и не скажешь, но металл — весьма капризный материал. Он имеет свойство менять форму даже при воздействии привычных нам температур.

Николай Раевский, начальник участка: «Пролетные строения сужаются и расширяются, идут динамические нагрузки на пролетное строение, оно перемещается. Чтобы отслеживать эти перемещения, на опорных частях установлены датчики, с помощью которых можно будет дистанционно посмотреть, насколько и куда сместилось пролетное строение. До этого такое нигде не применялось».

Жители улицы Корабельной в Нагатинском Затоне прямо из окна могут наблюдать строительство велопешеходного моста.

Максим Кукушкин, начальник участка: «При необходимости мост может быть не только пешеходным, но и пропускать автомобили экстренных служб. Он выдерживает нагрузку».

Пока что здесь проложили временную переправу, с помощью которой к руслу подходит тяжелая техника. Но уже в этом году ее заменит яркий полумесяц, который свяжет разделенные рекой части района и улучшит транспортную доступность.

Максим Кукушкин: «Ближе, скажем, к концу осени 2024 года мост будет готов и жители близлежащих районов смогут добираться до станции метрополитена».

Строительству в столице сложного инженерного сооружения сегодня уже никто не удивляется. Зато появление первого моста в Москве произвело настоящий фурор. Мало кто узнает современный Каменный мост на картине XVIII века, где он изображен в изначальном виде.

Дарья Булгакова, научный сотрудник Музея Москвы, автор путеводителей по Москве: «На нем строили какие-то лавочки ремесленные, мастерские, торговые павильончики. Это было место силы и место притяжения».

За свою более чем 300-летнюю историю Каменный мост трижды переносили и перестраивали. Современный вариант появился только в 1938 году.

По количеству мостов Москва давно обошла Венецию. Только в 2023 году через реки столицы перебросили три железобетонные переправы. К примеру, Сабуровский мост соединил прямым сообщением два юго-восточных района. В планах на ближайшие несколько лет — возвести еще семь автомобильных и столько же пешеходных мостов, что сделает город еще комфортнее.

Читайте также