В раме текст и QR-код: как нейросеть восстановила утраченные в годы ВОВ полотна

27.12.2023, 17:50

Видеосюжет: Ольга Чернова
Видео программы «Сегодня»

Необычная выставка открылась в Воронеже, где представлены работы советских художников, восстановленные нейросетью. На стенах музея висят пустые рамы для картин, вместо холстов — QR-коды. Если просканировать их с помощью смартфона, на экране появляются полотна, пропавшие без вести во время Великой Отечественной войны.

Рамы без картин, с текстом и QR кодом. Посетители Воронежского художественного музея имени Крамского сначала воспринимают новою экспозицию, как квест. Инновационный вернисаж «Возрожденная коллекция» подобно машине времени погружает посетителей в историю музея. Это первая в России выставка безвозвратно исчезнувших во время войны картин, воссозданных сейчас нейросетью.

Наталья Бакина, ученый секретарь Воронежского областного художественного музея им И. Н. Крамского: «Призываем посетителей не относится ни в коем случае к ней как к какой-то научной гипотезе. Нет. Это игра, фантазия и сплошное удовольствие».

Посетители признаются, что дух захватывает, когда чувствуешь связь времен и узнаешь о трагической судьбе этих произведений. Когда во время Великой Отечественной войны линия фронта приблизилась к Воронежу и началась эвакуация города, о художественном музее вспомнили в последнюю очередь. Благодаря музейным работникам удалось вывезти в Омск большую часть экспонатов, однако более тысячи произведений искусства, среди которых собрания икон, скульптур, фарфора, картин остались в оккупированном городе. Судьба коллекции неизвестна до сих пор.

Информация об утраченных сокровищах сохранилась лишь на страницах инвентарной книги 1933 года. Сотрудники музея детально описали изображения на холстах. Специалисты московского диджитал-агентства выбрали описания 14 наиболее знаковых картин Фалька, Родченко, Кандинского и других художников-авангардистов и с помощью нейросети начали работать над воссозданием пропавших полотен.

Вячеслав Волков, креативный директор диджитал-агентства Mosaic: «Нашей целью и задачей было не на 100% воссоздать картины, а показать, что технология — это не просто игрушка, не просто развлечение, что технология нейросети позволяет работать с культурным наследием, работать с историей».

Вместе с искусствоведами пришлось обучать искусственный интеллект, который не сразу понял, что «реанимирует» шедевры живописи. Оказалось, нейросеть не сильна в композиции, человеческий разум ей ах как нужен для постижения замысла художника. В итоге получили сотни версий генераций каждой картины.

Вячеслав Волков: «Понять абстрактную композицию, где ваза парит над столом перевернутая, а стол где-то сбоку, ей очень тяжело. И нам приходилось всеми правдами и неправдами и многочисленными изменениями промтов доводить до такого вида, который мог быть в абстрактных картинах».

Авторы проекта не ожидали, что попытка вернуть утраченные образы станет гораздо большим, чем просто эксперимент с нейросетью.

Юлия Зайченко, директор Воронежского областного художественного музея им И. Н. Крамского: «После открытия экспозиции снизошло понимание, что мы проложили своего рода такой мост через вечность, через несколько поколений музейных сотрудников, которые в 1930 году проводили эту опись картин. Нам кажется, что это такая дань уважения тем музейщикам».

Посетители экспозиции испытывают разные эмоции от увиденного, начиная от недопонимания в первые минуты и заканчивая полным восторгом. В воронежском художественном музее хотят, чтобы инновационная выставка совершила путешествие по миру и рассказала о трагической истории шедевров. Кто знает, возможно, именно эксперимент с искусственным интеллектом поможет установить судьбу хотя бы одной из этих картин.

Читайте также