Иностранцы заинтересовались Кавказом

19.03.2012, 00:47

Видео «Сегодня. Итоговая программа»

Чем Кавказ Россию кормит и почему иностранцы готовы вкладываться в местные производства? Что плавят и разливают в Дагестане, а где в цене изыски чеченского автотюнинга?

Урожайной на новости с Северного Кавказа выдалась минувшая неделя. Крупные спецоперации по ликвидации бандподполья были проведены в Дагестане и в Кабардино-Балкарии. В Ингушетии прокуратура выявила многомиллионные нарушения в сфере ЖКХ: строительные подрядчики химичили с ремонтом домов.

Поступали на этом фоне и известия потенциально обнадеживающие: началась плотная работа по созданию туристического кластера — в Карачаево-Черкесии, например, кое-какие объекты уже готовы, — с которым связывают надежду на кардинальный перелом социально-экономической ситуации в регионе.

Для кого-то, возможно, это будет открытием, но целый ряд производств функционирует на Кавказе и сегодня, причем даже вызывает интерес иностранных инвесторов. Корреспондента НТВ Вадима Фефилова многое удивило, но многое и озадачило.

В старинном Дербенте заместитель директора коньячного завода Разин Кехлеров жалуется мне на невиданные 30-градусные морозы, уничтожившие этой зимой почти все молодые виноградные лозы. И еще есть проблема — как-то незаметно исчезла профессия бондаря — человека, умеющего делать специальные винные бочки. Если бы не эти две неразрешимые задачи, Кехлеров бы чувствовал себя счастливым человеком.

Слабое звено кавказской промышленности — отсутствие квалифицированных кадров. В советские времена в миллионной Махачкале было семь профессионально-технических училищ, а теперь всего три. Уже мало кто помнит, что на Кавказе в советские времена были крупные заводы — по тем временам настоящие высокотехнологичные производства. Теперь все они работают лишь на треть своих мощностей.

Когда-то на заводе имени Гаджиева было почти четыре тысячи рабочих, сейчас нет и 500. Здесь выпускают рулевые машины для гражданских и военных кораблей. По количеству этих агрегатов можно было понять, сколько судов производили в стране. Например, в 80-м было выпущено 450 рулевых машин, а в прошлом — всего 12.

Хенинг Бибингер — директор-распорядитель крупной немецкой компании — с удивлением наблюдает, как рабочий радиозавода в городке Избербаш ловко управляется с молотком. Немецкая делегация приехала сюда накануне решать, стоит ли инвестировать в предприятие, собирающее навигационное оборудование для военных и гражданских аэропортов. И здесь та же проблема — отсутствие кадров, способных управляться не только с молотком.

Читайте также