«Росатом» утилизировал самое опасное судно советских времен

23.11.2023, 10:03

Видеосюжет: Антон Талпа
Видео программы «Сегодня»

В Мурманской области утилизировали плавучую техбазу «Лепсе». Именно эта станция обеспечивала работу первых атомных ледоколов. На борту перевозили тонны радиоактивного топлива. Процесс утилизации занял больше 10 лет. Малейшая неточность грозила обернуться экологической катастрофой, которую по уровню последствий для региона можно сравнить со взрывом в Чернобыле. Но теперь все опасения и риски остались позади.

Этот плавучий склад радиоактивных отходов, конечно, хотели бы разобрать раньше. Но пришлось ждать 70 лет, пока уровень радиации снизится. Топливо для атомных ледоколов, которое складировали на «Лепсе», было активным. Обычно утилизация процедура — не самая сложная. Использованное топливо достают из хранилищ и доставляют на переработку. Впрочем, еще в конце 80-х годов прошлого века стало понятно — часть материала повреждена. И если доставать его как обычно, будут последствия. Поэтому пришлось придумывать новый план. На его разработку и воплощение ушло десятилетие.

Андрей Никипелов, заместитель генерального директора госкорпорации «Росатом»: «Во всем этом процессе все было особенное. Процедура вывода из эксплуатации была сложной. Над этой технологией работал коллектив большого количества компаний».

«Лепсе» — это судно-заправщик атомного флота России. Оно заправляло ядерным топливом первый в истории атомный ледокол «Ленин», а еще была «Сибирь», «Арктика». С 1964 по 1988 год экипаж «Лепсе» обслуживал ядерные установки и отвозил грузы к местам захоронения в Баренцевом и Карском морях. После «Лепсе» использовали только для хранения радиоактивных отходов. В 90-х заправщик бросил якорь неподалеку от Мурманска.

Юрий Станкевич, заместитель председателя комитета Госдумы России по энергетике: «Мы не оставляем опасное наследие потомкам. И сегодня смело и прямо можем сказать — опасного радиационного объекта „Лепсе“ более не существует».

Из-за повреждений хранилища — в некоторых местах корпус поразила коррозия — судно заливали бетоном. «Лепсе» пришлось даже накрыть специальной конструкцией, чтобы радиация не распространялась. На самых опасных участках работали роботы. Затем люди распиливали судно на части, аккуратно извлекая остатки радиоактивного топлива. После достали 639 так называемых топливных сборок.

Сейчас «Лепсе», точнее то, что осталось от судна, не представляет угрозы. И на этом история атомного заправщика закончена. Однако на смену ему обязательно придет новое судно. Более безопасное и технологичное.

Читайте также