Количество кино и сериалов в онлайн-кинотеатрах показало рекордный рост

16.11.2023, 10:24

Фото: John Schnobrich / unsplash.com

Объем контента в библиотеках видеосервисов превысил показатели, зафиксированные до ухода голливудских студий.

Количество фильмов и сериалов в российских онлайн-кинотеатрах восстановилось после снижения на фоне ухода голливудских студий и превысило показатель до начала специальной военной операции на Украине. Об этом пишет РБК со ссылкой на данные информационно-аналитического агентства TelecomDaily.

Там проанализировали количество тайтлов, то есть наименований фильмов и сериалов в российских онлайн-кинотеатрах «Кинопоиск», «Иви», Wink, Okko, Start, Kion, и Premier. В TelecomDaily отмечают, что с января 2022 года по январь 2023-го количество фильмов и сериалов в отечественных онлайн-кинотеатрах сократилось почти на 7%, c 31,8 тысячи до 29,7 тысячи тайтлов. Тогда это напрямую было связано с уходом с российского рынка пятерки крупнейших голливудских киностудий: Disney, Warner Bros, Sony, Paramount и Universal. Платформы потеряли проекты «Гарри Поттер», «Властелин колец», кинокомиксы Marvel, сериал «Друзья» и многое другое.

По состоянию на 1 ноября 2023 года онлайн-кинотеатры за счет покупок контента в дружественных странах смогли количественно компенсировать уход Голливуда. В TelecomDaily подсчитали, что количество единиц контента, присутствующего хотя бы на одной платформе, составляет 31,9 тысячи. Такой рост меньше чем за год аналитики называют рекордным.

Увеличение объема контента в TelecomDaily объясняют наращиванием российского производства и закупками сериалов с новых рынков, особенно из Южной Кореи, Индии и Латинской Америки. Значимым фактором стал так называемый non-scripted контент, то есть программы и шоу, которые снимаются без сценария. Например, шоу «Пацанки» производства канала «Пятница!», которое выходит на Premier. Подобные передачи обычно сравнительно дешевы в производстве и снимаются намного быстрее художественных.

Доля российского кино, включая советские фильмы, в зависимости от кинотеатра сейчас варьируется от 25 до 30%. Несмотря на то что годовой прирост составляет около 100 новых тайтлов, в общей массе доля отечественного контента практически не изменилась.

Время, которое зрители тратят на просмотр фильмов и сериалов в онлайн-кинотеатрах год к году выросло на 10–15% в зависимости от платформы. Это в TelecomDaily связывают с ростом популярности именно многосерийных продуктов, в том числе турецких сериалов, насчитывающих большое количество эпизодов.

Замгендиректора Okko Эльвира Дмитриевская рассказала РБК, что контент голливудских студий составлял небольшую часть от общего объема медиатеки сервиса.

Мы достаточно быстро восполнили эти потери собственным оригинальным контентом, расширением линейки российских фильмов, а также турецкими и корейскими сериалами.

По ее словам, существенную долю просмотров и времени смотрения Okko обеспечивают проекты собственного производства.

Полтора-два года назад картина на рынке была совсем другой. Все онлайн-кинотеатры гнались за зарубежными эксклюзивами. Сейчас игроки стремятся развивать производство собственных сериалов и инвестировать в российские фильмы, потому что четверо из пяти подписчиков так или иначе смотрят отечественный контент.

По данным пресс-службы «Кинопоиска», размер библиотеки сервиса сейчас составляет порядка 11 тысяч тайтлов, или 79 тысяч единиц контента: под этим показателем в онлайн-кинотеатре понимают каждый отдельный эпизод сериалов, шоу, а также фильмы, эпизоды, спортивные мероприятия и прочее. Такой результат представитель платформы называет сопоставимым с объемом библиотеки сервиса на начало 2022 года, то есть до спецоперации. Несмотря на то что в каталоге «Кинопоиска» остается европейский и американский контент, в связи с возросшими темпами и объемом производства локальных фильмов и сериалов доля отечественных продуктов на этой платформе уже превышает 40%.

Похожие цифры приводит и гендиректор Wink Антон Володькин. Общее количество просмотров контента на видеосервисе «Ростелекома», по его словам, за три квартала 2023 года в 1,6 раза превышает показатель аналогичного периода прошлого года. При этом число просмотров российского контента выросло почти в два раза.

Благодаря этому впервые в 2023 году доля российского контента в общих просмотрах превысила половину и составила 54%. Этот показатель достигнут в условиях динамичного роста популярности сериалов из Турции и других стран, а некоторые проекты там длятся годами и насчитывают сотни серий.

Глава агентства InterMedia Евгений Сафронов отмечает, что в популярной культуре всегда наибольший интерес вызывает не классика, а новинки.

Нельзя списывать со счетов и сериалы — их на видеосервисах смотрят активнее, чем фильмы, поэтому на интересе к ним уход Голливуда из офлайн-сегмента не сказывается. Что касается экономической составляющей вопроса, то большая часть видеосервисов в России принадлежит или связана с различными компаниями из сферы информационно-коммуникационных технологий. А этот сегмент даже в период спецоперации продолжает развиваться активнее, чем многие другие.

Читайте также