Как развивается беспилотная авиация в России

09.11.2023, 17:47

Видеосюжет: Андрей Шамин
Видео программы «Сегодня»

Курьерам скоро придется отказаться от автомобилей, самокатов и велосипедов и начать пользоваться дронами. В этом убеждены представители центра беспилотных авиационных систем в Нижегородской области. По словам специалистов, в ближайшем будущем именно квадрокоптеры станут доставлять посылки до пунктов назначения. Причем разработчики уверяют, что груз надежно защитят от взлома. Трудности возникают пока только в юридической сфере.

В мечтах разработчиков почтовые беспилотники должны работать быстро, надежно и без участия человека. В реальности серийные образцы дронов-курьеров сейчас действительно проходят летные испытания. К используемой для тестовых стартов коробке легко могла бы оказаться чья-то посылка или заказ с маркетплейса, но пока остаются нюансы.

Сергей Гусев, генеральный директор компании «Клеверкоптер»: «Если мы оформляем это как полеты для себя какие-то, то уже сегодня можно. Если кто-то, например, наша компания решит выполнять авиационную работу кому-то там за летный час, то есть мы вам, например, будем перевозить, или для „Почты России“ будем перевозить, то это уже называется авиационной работой. Согласно воздушному законодательству, она требует сертификата эксплуатанта, и так далее, и, кстати, лицензирования дрона».

Чтобы доставить по воздуху, скажем, кусок пиццы или маленькую посылку за деньги, продавец будет обязан получить те же сертификаты и разрешения, что большая авиакомпания, а это пока невозможно сразу по ряду причин. Чтобы выйти из этого бюрократического тупика, в некоторых российских регионах вводят так называемые ЭПР — экспериментальные правовые режимы.

Там, где запрещены любые полеты, как, например, в Московской области, двигать отрасль вперед пока удается и в лабораторных условиях. На испытаниях квадрокоптеров скорость ветра можно задать ураганную, вокруг датчики, по которым отслеживают поведение дрона во время таких порывов.

Применение беспилотников не ограничивается только доставкой. Их уже используют и в сельском хозяйстве, и для оцифровки местности, и для мониторинга, в том числе пожаров, и при поисках заблудившихся в лесу, и даже в архитектуре. Но именно коммерческая логистика как сфера применения пока пробуксовывает сильнее остальных.

Михаил Смирнов, заместитель руководителя обособленного подразделения компании «Группа „Промавто“»: «Ни один скептик не будет спорить с тем, что дроны закрывают экстраординарные ситуации, например, сеть „Зиплайн“ в Африке решает вопрос поставки медикаментов, биологического материала, крови, донорской в том числе в уголки, куда доехать нельзя просто. Дроны сегодня точно никто не навязывает там, где очень плотно и все хорошо как раз с доставкой, где прекрасно бегают курьеры, но курьеры завтра могут подорожать, а вы можете оказаться на той территории, где их нет».

Экономически такие перевозки могут быть дешевле, только если взлет, посадка, выдача груза и замена аккумуляторов происходят в автоматическом режиме, то есть без участия человека.

Система знакомая каждому: выбираем ячейку, вводим специальный код, ячейка открывается, забирается посылка. Все выглядит, как обычный постамат, с той лишь разницей, что внутри квадрокоптер, посылки сюда доставляет именно он. Один из образцов такого дронапорта сейчас разрабатывают в подмосковных Люберцах. Технологических проблем две. Первая: унифицировать наземную станцию под работу с разными видами беспилотников. Вторая: безопасность. Как управлять воздушным трафиком, чтобы никто ни с кем не столкнулся и ничего не повредил ни на земле, ни в небе?

Михаил Смирнов: «То, что мы бы хотели отработать в рамках ЭПР, это автономный трафик, за которым наблюдает диспетчер. Диспетчер обязательно будет всегда, но он наблюдает с помощью так называемого искусственного интеллекта, который позволяет выявлять все отклонения. Если какая-то нештатная ситуация возникает, мы должны иметь возможность перехватить управление и, например, посадить аппарат на какую-то площадку».

Главный организационный вопрос: как развивать беспилотную авиацию, когда в 60 регионах по известным причинам действует полный запрет на любые полеты БПЛА?

Владимир Волошин, директор департамента развития цифровой экономики Министерства экономического развития РФ: «Мы совместно с коллегами, с Минтрансом, с Росавиацией проводим работу по предоставлению рекомендаций для самих субъектов РФ, где и каким порядком можно также на уровне субъектов установить тот механизм, чтобы для проведения полета в рамках экспериментального правового режима действовало исключение. Подобный механизм уже реализован в Республике Башкортостан, там также действует запрет на использование беспилотников, но есть четко прописанный и зафиксированный в документах порядок, когда и каким образом принимается решение о полете в рамках ЭПР. Поэтому мы надеемся, что это опыт он будет масштабирован и другие регионы воспользуются им».

В планах беспилотная авиация как отдельная отрасль экономики должна сформироваться к 2030 году. Чтобы это стало возможным, с 1 января 2024 года в России в полную силу заработает национальный проект «Беспилотные авиационные системы», который и призван разрубить все гордиевы узлы в этой сфере.

Читайте также