На «Ленфильме» отмечают 100-летие режиссера-новатора Сергея Микаэляна

03.11.2023, 20:32

Видеосюжет: Павел Рыжков
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

Юбилей знакового советского режиссера Сергея Микаэляна в эти дни отмечают на киностудии «Ленфильм», где мастер проработал всю свою творческую жизнь.

Лестница киноцентра «Ленфильма» в эти дни увешена афишами картин одного режиссера. 100-летие Сергея Микаэляна отмечают оригинальными постерами советского периода. Есть даже плакат к фильму «Гроссмейстер» с Андреем Мягковым, когда-то положенному на полку. Кроме него публике показали и неизвестную критикам ленту «Разноцветные камешки».

Это сегодня для отреставрированного стереокино, как и для 3D-фильмов, нужны очки. 60 лет назад, чтобы создать отдельно изображение для левого и правого глаза использовали специальный растровый экран. По такой технологии снят дебютный фильм Сергея Микаэляна.

Фильм был создан по редкой стереоскопической технологии и демонстрировался всего в пяти кинотеатрах СССР, оснащенных особыми проекторами. От этой системы отказались еще в середине 60-х, и фильм Микаэляна был забыт.

Николай Майоров, киновед, режиссер, оператор, член академии короткометражного кино «Арткино»: «Говорили: „А при чем тут Микаэлян. А где? А посмотреть-то негде“. И даже в Госфильмофонде невозможно было посмотреть. Пленку нельзя зарядить даже в позитив».

После оцифровки можно снова увидеть в объемном изображении игру уже знаменитой тогда Лидии Смирновой и юной Люсьены Овчинниковой. Александр Поздняков видел этот фильм еще в 60-х в стереокинотеатре на Петроградской стороне. Киновед очень много общался с Микаэляном и хорошо помнит, какого шума наделала картина, где по сюжету бригада рабочих отказывается от премии.

С высокой трибуны внимание производственной драме уделил даже генеральный секретарь Брежнев. Фильм был удостоен Госпремии. Режиссер же от своей награды отказался.

Александр Поздняков, киновед, кинорежиссер, документалист: «В „Ленфильме“ ему выдали суточные в свободно конвертируемой валюте, проинструктировали как надо. Приезжает оттуда, приходит в партком и возвращает всё до копеечки, до последнего доллара».

Он верил, что валюта нужнее советскому кинематографу, потому что понимал бюджет картин и делал всё, чтобы артисту было комфортно. Так досъемки фильма «Премия» делали даже на производстве в Риге, где в то время гастролировал «Ленком» с Евгением Леоновым и Олегом Янковским. Пришлось даже делать копию декорации с видом на Киришский химкомбинат. А в фильме «Влюблен по собственному желанию» московская сцена с такси снята в Ташкенте, где тогда выступал Янковский.

Мастера даже называли Микаэляна совестью «Ленфильма» за его бесконечное внимание к коллегам и порядочность. Возможно, именно эти качества сделали так, что его фильмы и сегодня остаются донельзя искренними и душевными.

Читайте также