«Сделано в России»: что покажет Москва на международном экспортном форуме

18.10.2023, 17:50

Видеосюжет: Нахид Бабаев
Видео программы «Сегодня в Москве»

19 октября в «Манеже» стартует международный экспортный форум «Сделано в России». Среди ключевых вопросов — актуальные направления торговли, перспективы сотрудничества отечественных и иностранных компаний, а также меры финансовой поддержки. По данным экономистов, в последние несколько лет показатели российского товарного экспорта только растут. В другие страны отправляют в том числе продукцию столичных компаний. Московские производители предлагают как товары повседневного спроса, так и уникальные технологии.

В небольшом офисе в центре Москвы разрушают стереотип о России — не про медведей на улице, а о том, что страна богата только полезными ископаемыми. Здесь создают высокие технологии. Сверхцель — умный город, где искусственный интеллект помогает сделать жизнь комфортнее. Одна из разработок — система контроля за мусорными контейнерами.

Евгений Бендасов, руководитель продуктового направления компании: «[Система] анализирует, насколько заполнен бак. Если он переполнен, она отправляет уведомление в соответствующую службу о том, что в данном месте у нас переполнен контейнер. Помимо таких ситуационных вещей, позволяет спрогнозировать, анализировать то, с какой скоростью в каждом из дворов заполняются эти баки, и дальше уже построить модель и спрогнозировать, как часто надо вывозить в данном конкретном месте мусор».

Это лишь один маленький пример. Так же можно контролировать работу светофоров, обстановку на остановке или пропускной режим. Преимущество российских высоких технологий уже ощутили на чемпионате мира по футболу в Катаре. Всего же свой продукт компания продает в 30 стран: от Юго-Восточной Азии до Латинской Америки.

Дмитрий Тамеев, директор по международному развитию: «Мы не предлагаем им купить программу в коробке — мы рассказываем, как максимально бесшовно интегрировать новые технологии в их текущие процессы. Просто для того, чтобы те вещи, на которые они часы тратят и делают вручную, делались за секунду автоматически».

Российский экспорт не то что не сокращается — наоборот, растет. За прошлый год установлен исторический рекорд — почти 600 миллиардов долларов. Треть этой суммы — несырьевой, неэнергетический экспорт. Конечно, санкции, отключение от SWIFT, нарушение логистических цепочек создали проблемы экспортерам, но их удалось решить.

Вероника Никишина, генеральный директор АО «Российский экспортный центр»: «Я [например] продавец стаканов, я продала стаканы на рынке Африки за 100 рублей. Но эти 100 рублей я не могу вернуть обратно, потому что трансграничные платежи запрещены. Я на эти 100 рублей купила ручек, потому что вам нужны ручки. Я вам привезла ручки, вы мне отдали эти 100 рублей в России. И мы с вами разошлись взаимозачетом».

На юге России работает один из мировых лидеров по производству сельскохозяйственной техники. На конвейерах собирают тракторы, комбайны, самоходные косилки — всего больше 150 моделей. Такую технику с маркировкой «Сделано в России» можно увидеть на полях десятка стран мира — от Монголии до Египта. В последние годы экспортная география меняется.

Антон Малыхин, директор департамента экспортных продаж: «Экспорт всегда был диверсифицирован. Высвободившиеся ресурсы мы направили на усиление таких экспортных направлений, как Африка, арабские страны и Китай».

В Поднебесную активно заходят и наши пищевые компании. Где еще найдешь такой большой рынок? Население — почти полтора миллиарда человек. Вкусы китайских хозяек от российских, конечно, отличаются, но горошек, маринованные огурцы, помидоры и хрен нашли путь к сердцу гурманов из Китая.

Виталий Дулиенко: «В целом, мы производим более 100 тысяч тонн нашей продукции. Если говорить про экспорт, это около 5 тысяч тонн. Наша цель — выйти на более значимые объемы. В экспорте наша цель — достичь полумиллиарда рублей в год».

Сейчас поставки идут в 25 стран, в основном азиатских. В планах — освоить латиноамериканский и африканский рынки. В условиях меняющейся мировой экономики российские компании на практике показывают, что бизнес не замыкается на Западе — партнеров можно найти и на Юге, и на Востоке. Возможностей у них не меньше, потребностей тоже, а вот надежности, пожалуй, даже больше.

Читайте также