Интервенционная кардиология по ОМС: как делают высокотехнологичные операции

16.09.2023, 08:41

Видеосюжет: Алексей Квашенкин
Видео программы «Сегодня»

Профессиональный праздник отмечают медицинские специалисты узкого профиля, от работы которых зависят жизни миллионов человек с заболеваниями сердца. Сегодня День интервенционной кардиологии. Эта хирургическая отрасль специализируется на высокотехнологичных, следовательно, наименее травматичных операциях на сердце. Когда-то выполнять их умели лишь единицы, сейчас в России такие операции проводят бесплатно, по ОМС, в том числе в московском центре имени Бакулева.

Центр сердечно-сосудистой хирургии имени Бакулева — это один из ведущих специализированных центров не только в России, а в мире.

Елена Голухова, академик РАН, директор НМИЦ ССХ им. А. Н. Бакулева: «Наши зрители знают, что болезни сердца — это самый распространенный класс причин, который уносит жизни наших пациентов. Представьте себе, каждый пятый умирал от того, что возникает, остро прогрессирует бляшка в сосуде, который питает сердце. Если раньше это лечили только таблеткой, то сегодня есть разные технологии, прежде всего технологии интервенционной кардиологии».

Из 13 тысяч операций, проведенных в центре Бакулева за прошлый год, половина (более 6 тысяч) — интервенционные.

Карен Петросян, заведующий отделением рентгенохирургических методов исследования и лечения сердца и сосудов: «Вы знаете, у нас в день все ведущие хирурги отделения, у каждого хирурга 5–6 операций в сутки».

Без разрезов, без наркоза, через крошечный прокол в сосуде врачи расправляют суженное место, которое могло спровоцировать инфаркт.

Карен Петросян: «У нас пациент 80 лет с тяжелыми поражениями сосудов, питающих сердце, питающих головной мозг. На самом деле это наш сотрудник центра».

Интервенционная хирургия борется не только с инфарктами. Многие пациенты — дети. Арсению 10 лет, у него порок сердца: в перегородке между предсердиями — крупное отверстие, которого не должно быть. Длительность операции — 15 минут.

Карен Петросян: «Все. Окклюдер имплантирован. Если нас устраивает картинка, расположение окклюдера оптимально, мы просто отсоединяем доставляющее устройство, и все».

Через полчаса хирург навещает прооперированного мальчика в палате. Он чувствует себя хорошо, только немного кружится голова, выписка планируется через несколько дней. Конечно, существуют сложные случаи, когда необходима и полостная операция, но с развитием знаний и технологий все больше патологий излечиваются без полномасштабного хирургического вмешательства.

Карен Петросян: «На сегодняшний день практически все вмешательства при врожденном пороке сердца эндоваскулярные, они входят в программу госгарантий, они абсолютно бесплатные. Очень маленькая ниша, которая пока что не финансируется, но это вопрос времени».

Конечно, без передовых технологий подобные операции были бы невозможны. Но и без компетентных специалистов тоже.

Елена Голухова: «А с мозгами все совсем неплохо. Посмотрите на количество ординаторов, оно каждый год число растет. Чаще всего наплыв именно по кардиологии. А у нас есть еще и эндоваскулярные специалисты, у нас есть хирурги. В этом году больше всего пришло сердечно-сосудистых хирургов. Здорово!»

Просто цифры: если еще 20 лет назад от инфаркта умирал каждый пятый, то сегодня этот показатель сократился более чем в три раза.

Читайте также