Китай побеждает в торговой и технологической схватке с США

10.09.2023, 16:19

Видео программы «Итоги недели»

Американцы потеряли любую гибкость во внешней политике. Настолько, что не только играют повсюду с позиции силы, а уже не могут позволить себе вести переговоры с теми, кого признали противниками. Их модели рынка нужен образ врага. И как враг Россия для них удобна в Атлантике, а Китай — в Тихом океане. Байден перекрывает себе большие рынки, отступая на те границы, которые называет свободным миром. Он легко переживет разрыв с Россией, тяжелее — конфликт с Китаем. Ему не так важно, что для европейцев это может быть катастрофой: у них нет ни равной американцам подушки безопасности, ни американской идеологии, которая позволяет корректировать реальность.

Свыше сотни тысяч полицейских, спецназ, саперы, истребители. По всему периметру района, где проходила встреча «Большой двадцатки», — беспрецедентные меры безопасности.

Вопросы безопасности стали главными и в повестке саммита. Но если страны Запада пытались свести их исключительно к украинскому конфликту, хозяйка встречи Индия заявила сразу: G20 не место для геополитических споров, здесь мировые лидеры обсуждают проблемы экономики и продовольствия. Потому и слово Владимиру Зеленскому, даже в формате видеообращения, как того просили США и ЕС, здесь не дали. Из-за разногласий по Украине этот саммит в Нью-Дели назвали самым сложным за всю историю группы. Большие сложности возникли с принятием итоговой декларации. Половина «Большой двадцатки» просто отказалась трактовать события на Украине в интересах того, как подает их Запад.

Сергей Лавров, министр иностранных дел России: «Что касается попыток „украинизировать“ все и вся, которые предпринимаются нашими западными коллегами, то от этих попыток все больше и больше устают страны, которые хотят заниматься конкретными делами, а не поддерживать пропаганду в пользу киевского режима, который используется Западом для ведения войны против России».

В Индию Лавров прилетел из Бангладеш, где его визит назвали историческим. Он стал первым министром иностранных дел современной России, посетившим эту страну. Китай на G20 представлял премьер Госсовета КНР Ли Цян. Отсутствие на саммите Си Цзиньпина, который впервые пропустил встречу лидеров, стало едва ли не главной темой в западной прессе. Решение главы КНР там назвали очень показательным.

Стивен Окун, старший советник аналитического центра McLarty Associates: «Си Цзиньпин считает, что Китай должен быть архитектором нового порядка, основанного не на западных правилах. Поэтому он пропускает G20. Вместо этого он сосредотачивается на БРИКС и расширении этой региональной группы».

Встретиться с Си Цзиньпином очень хотел Джо Байден, заявивший журналистам, что разочарован отсутствием главы КНР. Но держаться на расстоянии от президента США на саммите пришлось многим. Накануне поездки в Нью-Дели у его супруги Джилл обнаружили COVID-19. Белый дом обещал, что американский лидер будет носить маску и соблюдать социальную дистанцию. Сам же Байден, напротив, пытался установить более тесный контакт с главами государств, кто не готов дружить с Вашингтоном против Пекина и Москвы. Среди них, как пишет Bloomberg, — ЮАР, Бразилия, Индонезия, Индия. Вот только голос Вашингтона на саммите звучал все тише. Особенно после того, как Африканский союз стал постоянным членом группы, еще больше изменив расстановку сил.

Понимая, что влиять на G20 Штаты уже не могут, США ищет новых союзников в Юго-Восточной Азии. Так, сразу из Нью-Дели Байден вылетел в Ханой, призывая Вьетнам забыть о старых обидах — и о сброшенных на него во время войны почти восьми миллионов тонн бомб, и о применении химического оружия. В планах США, по словам экспертов, улучшить дипотношения со своим бывшим врагом до самого высокого уровня, лишь бы оторвать его от Китая — крупнейшего торгового партнера не только Вьетнама, но и стран АСЕАН.

В этом году страны Юго-Восточной Азии стали крупнейшим экспортным рынком Китая, вытеснив США и Европу. Это, по словам экспертов, говорит о перестройке глобальных цепочек поставок. Особенно, когда Пекин рассматривает АСЕАН в качестве приоритетного региона в рамках своего масштабного проекта «Один пояс, один путь», инвестируя миллиарды долларов в развитие Нового шелкового пути.

АСЕН готов сотрудничать и с США, но только если те будут гарантировать сохранение мира в регионе, заявил президент Индонезии на Восточноазиатском саммите.

Россия, которую на форуме в Джакарте представлял Сергей Лавров, тоже обещает сделать все, чтобы Азиатско-Тихоокеанский регион не попал под диктат стран, желающих приказывать другим. Отсыл, конечно, к США, которые уже открыто пытаются сформировать в регионе азиатский аналог НАТО, провоцируя на ответные действия в том числе Пхеньян.

Там на днях спустили на воду новую подлодку с тактическим ядерным оружием. Спуск подлодки приурочили к 75-летию со дня образования КНДР. На военном параде северокорейский лидер присутствовал вместе с дочерью. Среди почетных гостей — делегации из Китая и России, что спровоцировало настоящую истерику в западных новостях. Особенно на фоне слухов о скором визите Ким Чен Ына в Россию.

Майкл Уолц, конгрессмен, член Палаты представителей США от штата Флорида: «Речь идет о расширении новой „оси зла“. К Ирану, Китаю и России добавляется еще и Северная Корея. При этом у США нет никакой стратегии, которая позволила бы создать в ней раскол, как-то саботировать происходящее».

То, что американские санкции не работают, на этой неделе наглядно продемонстрировала всему миру компания Huawei. Новый телефон Mate 60 Pro на 100 процентов сделан из китайских компонентов и уже стал символом победы в технологической схватке с США. Из-за огромного спроса купить его можно только по предзаказу. Китайский гаджет считают серьезной проблемой для Apple. После сообщений в СМИ о планах КНР запретить использование iPhone в правительстве за два дня компания лишилась 200 млрд долларов.

Потери считают и в Белом доме от того, что своими санкциями лишь ускорили технологическую независимость КНР. И угрожают Пекину новыми мерами.

Вот и на площадке саммитов Пекин, как и Россия, призывает страны отказаться от политики санкций, экономического принуждения и торговых войн, чтобы обеспечить глобальной экономике уверенный рост. Об этом же говорят и страны Глобального Юга, в том числе Индия.

Все выпуски программы «Итоги недели».

Читайте также