Иго колониализма: почему Индия хочет сменить название страны в преддверии саммита G20

09.09.2023, 15:54

Видео программы «Центральное телевидение»

Приглашения на официальный ужин, направленные участникам саммита «двадцатки», были написаны от имени президента Бхарата, не существующей пока страны. Индия, которая в этом году принимает G20, хочет отказаться от своего колониального прошлого.

Можно уверенно сказать, что без Индии никакой «двадцатки» бы не было. Речь даже не о ее населении, которое в этом году обогнало население Китая, и не об огромном потенциале индийской экономики. Дело в том, что именно в Индии придумали цифру ноль. Для индийского премьера Нарендры Моди этот саммит — замечательная возможность напомнить, во-первых, о величии своей страны, а во-вторых — о том, что времена, когда Индия была колонией, остались далеко в прошлом.

Нарендра Моди: «Наши решения определят судьбу Индии на следующие 1000 лет! У страны будет 1000 лет величия после 1000 лет порабощения».

Член британской палаты лордов Ричард Бэлф застал времена, когда Индия была британской колонией. А теперь она требует от бывшей метрополии вернуть тысячи вывезенных драгоценностей и даже легендарный алмаз «Кохинор» из короны.

Ричард Блэф, член Палаты лордов британского парламента: «Нельзя просто взять и разобрать корону на части. Нам часто говорят, как ужасны были времена Британской империи. На самом деле это было время весьма щедрых жестов. Этот алмаз был подарком какого-то махараджи королеве Виктории».

Нью-Дели делает следующий ход: заявляет, что страна должна сменить название. Слово «Индия» отсылает к колониальному прошлому, а в древности эти земли назывались Бхарат. И вот уже приглашения на саммит рассылают от имени президента не Индии, а Бхарата.

Викеш, шеф-повар: «Я это название слышал в своем детстве. Торжественные песни про Индию как раз начинаются со слова „Бхарат“. Оно имеет гораздо больше отношения к нашей культуре, многим больше нравится Бхарат, чем Индия».

Шеф-повар Викеш раскрывает секрет самого популярного блюда в индийской кухне — карри. Но главный секрет карри вовсе не в специях, а в том, что карри — это тоже всего лишь продукт колонизации. «Это название дали европейцы. Им хотелось узнать, какие блюда они едят, и они придумали для всех них обобщенное название», — уточняет он.

Ричард Блеф: «Черчилль мог называть индийских политиков низкопробными соломенными чучелами, но он был даже старше моей бабушки. На самом деле индийцы составляли огромный процент от всех работников государственной службы. Не было такого, чтобы африканцы управляли Индией, а вот индийцы присутствовали практически в каждом уголке Африки».

И тут колониальное прошлое может быть хозяйке саммита на руку. Ведь отчасти благодаря ему именно Индию, а не Китай хотели бы на Западе видеть лидером глобального Юга. И отсутствие Си Цзиньпина многие предпочитают увязывать не с его нежеланием разговаривать с Байденом, а со сложными отношениями и даже территориальным спором двух союзников по БРИКС.

Джейк Салливан, советник президента США по национальной безопасности: «Этот вопрос напряженности между Индией и Китаем на самом деле зависит от Китая. Если Китай хочет вмешаться и сыграть роль смутьяна, конечно, такой вариант есть».

Вопрос в том, есть ли у «двадцатки» хоть какое-то будущее после очередного клина, который вбивают между ее участниками. Более того, итоговая декларация саммита под угрозой из-за разных взглядов государств на украинский конфликт.

То, что договариваться стало еще труднее, чем раньше, проиллюстрирует и традиционное групповое фото. Последний раз на нем в полном составе лидеры G20 собирались в далеком 2019 году.

Все выпуски программы «Центральное телевидение».

Связанные новости

Читайте также