В борьбе за власть в Пакистане увидели американский след

17.08.2023, 10:18

Видеосюжет: Алексей Прокин
Видео программы «Сегодня»

Религиозные противоречия в Пакистане повлияли на новый политический конфликт. На прошлой неделе премьер-министр страны распустил Национальное собрание и приступил к формированию временного кабмина. Согласно закону, теперь всеобщие выборы должны состояться через три месяца. Политологи предполагают, что правящая партия всеми силами постарается перенести или вовсе отменить их. Уже сейчас специалисты видят в избирательной кампании американский след. Многие сравнивают нынешние события с ситуацией прошлого года. Тогда по указке Вашингтона в Пакистане сместили и осудили прежнего премьера.

Теряясь на фоне статных армейских чинов, новый премьер-министр Пакистана Анваар-уль-Хак Какар произносит слова клятвы во время присяги. Пакистанцы же пытаются запомнить главу кабинета, поскольку до сих пор в большой политике он замечен не был.

Анваар-уль-Хак Какар, премьер-министр Пакистана: «Я буду хранить истинную веру и преданность Пакистану, что, будучи премьер-министром Пакистана, я буду исполнять свои обязанности честно, в меру своих возможностей, добросовестно, в соответствии с Конституцией Исламской Республики Пакистан и законом».

Анваар-уль-Хак Какар — временщик, никому неизвестный сенатор от Народной партии Белуджистана. Он будет возглавлять кабинет три месяца, до выборов в Национальное собрание — это нижняя и самая важная палата парламента. Распуская ее, Шариф пошел ва-банк.

Шахбаз Шариф, 11.04.2022 — 14.08.2023 — премьер-министр Пакистана: «Последние 16 месяцев были самым трудным временем в моей жизни, господин спикер. Эти 16 месяцев были трудными для меня и моих коллег по союзным партиям, я никогда не видел такого тяжелого времени за всю свою политическую карьеру, когда страна сталкивается с самой высокой инфляцией, а цены на топливо растут день ото дня».

Теперь партия власти — «Пакистанская мусульманская лига» — выборы в стране может отменить вовсе. Почему и зачем — ответы на эти вопросы нужно, как говорят эксперты, искать в политических амбициях лидера партии Шарифа и в Вашингтоне, которому не нравится, что Шариф как минимум весь последний год терял очки под давлением оппозиции. Очередной День независимости Пакистан праздновал с оглядкой на все те трудности, о которых говорил Шариф. Груз проблем задавил правительство, народ чувствует это даже в праздник.

Комала Хаят Ризви, студентка: «Я хочу, чтобы все насладились этим днем, это счастливое событие. Давайте забудем о политических разногласиях и горечи и отпразднуем этот день».

Шариф еще в начале своей борьбы за власть обратился за поддержкой к Вашингтону. Установить теплые отношения с Пакистаном там пообещали, если с поста премьер-министра сместят Имран Хана. Хотя его тоже называли ставленником США. Именно Хан широко открыл двери для Международного валютного фонда и его губительных реформ.

Тарек Мухии Аддейн, эксперт по Южной Азии: «Было так много ошибок, которые допустил Имран Хан. Он предпочел проводить политику столкновения со всеми институтами и довел страну до и экономического спада. Он ничего не смог добиться ни политически, ни экономически, ни во внешней политике. В его внешней политике по отношению к союзникам, особенно в отношениях с Китаем и Саудовской Аравией, были постоянно какие-то препятствия».

В какой момент честолюбивый Хан стал большой занозой для США? Он не стал осуждать спецоперацию России и критиковал Запад, а в прошлом году ездил с визитом в Москву. Во время ареста Хан гордо скрестил руки на груди, призвав сторонников сохранять стойкость.

Имран Хан, в 2018 — 2022 гг. — премьер-министр Пакистана: «Мой арест был ожидаем, но мы не преклоняемся ни перед кем, кроме Аллаха».

Впрочем, Хану простили бы многое. Президент союза независимых экономистов и практиков в области политики Шахида Визарат уверена, что неприятности бывшего премьер-министра связаны с личной вендеттой.

Шахида Визарат, декан колледжа экономического и социального развития CESD, Института управления бизнесом IOBM, президент Союза независимых экономистов и практиков в области политики: «В случае с Имраном Ханом Джо Байден был очень зол из-за того, что он сошел с пути, чтобы поддержать Трампа. И именно с этого начались проблемы между Имраном и Джо Байденом. США всегда вмешивались во внутренние дела Пакистана. Они формировали наши правительства, они назначали наших премьер-министров, они назначали наших министров, также министры экономики приезжают из США».

Лидера партии «Движения за справедливость» осудили по делу о мошенничестве. Попутно против Хана завели еще 150 уголовных дел. США, как и обещали, не стали добиваться изоляции Пакистана. Но реформы, на которые власти были вынуждены пойти по указке МВФ, привели к тому, что экономика ядерной державы бьется в конвульсиях.

Шахида Визарат: «Нам действительно нужны перемены. Нам нужно правительство, которое придет само по себе, при поддержке народа Пакистана, которое будет проводить политику, выгодную Пакистану, и оно будет работать на благо и усовершенствование народа Пакистана, установит тесные отношения со странами региона — Россией и Китаем. Мы уже близки, но я думаю, что нам нужно проводить свою собственную политику в отношении Афганистана, Ирана».

В Вашингтоне, как всегда, стали открещиваться от своего вмешательства во внутренние дела суверенного государства. Но опубликованные недавно подробности разговора между теперь уже бывшим послом Пакистана в США Асадом Маджидом и Дональдом Лу, помощником госсекретаря по делам Южной и Центральной Азии, не оставляют сомнений в том, где писали сценарий смещения Имрана Хана. Лу, как уверяет новостной сайт The Intercept, якобы говорил послу: «Я думаю, что если вотум недоверия премьер-министру удастся, в Вашингтоне все простят, потому что визит в Россию рассматривается как решение премьер-министра. В противном случае, я думаю, дальше будет тяжело».

Тарек Мухии Аддейн: «Что касается вмешательства США или тех материалов, которые были опубликованы на американском сайте The Intercept, это не новая информация здесь, в Пакистане. Экс-премьер-министр Имран Хан поднимал этот вопрос до того, как он был отстранен парламентом от должности в результате вотума недоверия в марте 2022 года. По словам Хана, эти действия американцев были продемонстрированы для того, чтобы наказать за его визит в Москву в 2022 году, когда он встретился с президентом Владимиром Путиным в день начала спецоперации на Украине».

Теперь Шариф на грани политического банкротства пытается спасти себя и свою партию во власти. Досрочный роспуск парламента, срок мандата которого и так уже истекал, позволил отложить выборы, которые должны были состоятся в октябре, как минимум на месяц. Впрочем, выяснилось, что затягивать плебисцит можно и дальше. Правительство Пакистана собирается провести перепись населения, из-за которой голосование, скорее всего, будет отложено до весны будущего года.

Шахида Визарат: «Мы находимся в очень сложной ситуации, стоит ли идти со старым геодезистом на новое обследование. Если они проведут новый подсчет населения, то очевидно, что провести выборы через 90 дней будет невозможно. Все зависит от того, что решит сделать правительство, хочет ли оно продолжать придерживаться нынешнего консенсуса, который был достигнут, или же они хотят пойти на новый».

Имран Хан сейчас отбывает трехлетний срок в центральной тюрьме города Равалпинди. Судя по рассказам местных жителей, политический вес он не растерял.

Мухаммад Фарук Хаттак, местный житель: «Имран Хан находится в этой тюрьме. Они перекрыли дороги, чтобы его никто не похитил. Я армейский служащий в отставке, поэтому знаю всю деликатность этого вопроса».

Сторонники Имрана Хана подвергаются арестам, но пока тактичны. Шахбаз Шариф, впрочем, заявил, что протесты оппозиции после ареста Хана привели к самым масштабным беспорядкам в Пакистане с 1973 года и обвинил сторонников своего политического конкурента в дестабилизации обстановки в стране. Вашингтон же на арест Хана отозвался хорошо знакомой всем тирадой о верховенстве принципов демократии. В то, как развернется ситуация, все настойчивее вмешивается экономика.

Связанные новости

Читайте также