Переворот в Нигере: Африка вступает в эпоху кардинальных перемен

06.08.2023, 20:28

Видеосюжет: Никита Корзун
Видео программы «Сегодня»

Сейчас страны Африки видят в России надежного партнера. Государства континента переходят от борьбы за политический суверенитет к борьбе за суверенитет экономический. Дается это непросто. Новой беспокойной точкой на карте стал Нигер, это уже четвертая страна, где решили порвать с Францией. Власть взяли в свои руки военные. Президента Мохамеда Базума — ревностного сторонника Парижа — держат в его собственной резиденции. Военные запретили вывоз из страны золота и урана.

Сегодня истекает срок семидневного ультиматума, который Нигеру предъявили партнеры по Экономическому сообществу стран Западной Африки (ЭКОВАС).

Омар Алье Турей, глава комиссии ЭКОВАС: «Если требования властей не будут выполнены в течение недели, ЭКОВАС намерено принять все необходимые меры для восстановления конституционного порядка в Республике Нигер, включая применение силы».

От силовиков требуют отпустить законного президента, открыть границы, восстановить конституцию. Но у мятежников свои аргументы. Их лидер, как это бывает, возглавлял президентскую гвардию и отвечал как раз за предотвращение госпереворота, которые в Африке не редкость. Генерал Абдурахман Тчиани объявил себя главой даже не государства, а Национального совета по защите родины и объяснил, почему все пришлось взять в свои руки.

Абдурахман Тчиани глава Национального совета по защите родины: «Нами двигало стремление к сохранению лица нашей любимой родины. На фоне постоянного ухудшения внутренней безопасности, экономического и социального положения народа эти власти не предлагали никакого реального выхода из кризиса».

Нигер — одна из беднейших стран, занимающая последнее место по индексу человеческого развития, который оценивает уровень жизни, грамотность и долголетие. Несмотря на географические масштабы, республике постоянно угрожает массовый голод. Более 80% территории занимает пустыня Сахара, остальное — это полупустыня Сахель, известная засухами и постоянной деградацией почв. Население — 23 миллиона человек. Главные отрасли экономики — сельское хозяйство и добыча полезных ископаемых. Здесь есть месторождения каменного угля, нефти, тугоплавких металлов вольфрама и тантала, немного золота, а главное — урана. Только разведанные запасы оцениваются в 200 тысяч тонн. Хотя геологи утверждают, что это лишь капля в море!

В урановых шахтах берет начало и социально-экономическая катастрофа Нигера. Как шестая по добыче страна занимает последние строчки в рейтингах благополучия? Ответ знает Париж, который полвека импортируют нигерский уран. Более 70% электроэнергии Франция получает как раз от своих атомных станций, которые работают на африканском топливе. Взявшие власть силовики назвали это мародерством, наложили запрет на экспорт урана во Францию и отменили военное сотрудничество с Парижем.

Елисейский дворец официально делает вид, что проблемы нет и Франция легко и непринужденно переключится на уран из Казахстана, крупнейшего в мире поставщика. При этом французская компания Orano, занимающаяся в Нигере ураном, не стала эвакуировать своих сотрудников из западно-африканской республики после переворота, хотя Франция организовала вывозные рейсы для своих граждан. Между Orano и французским МИД даже возник конфликт, но эксперты в ядерном топливном цикле настояли на продолжении работы в Нигере.

С другой стороны, внешние наблюдатели, экономисты из Bloomberg, говорят открыто: мир, возможно, теперь еще больше будет зависеть от Москвы в области атомной энергетики, если Нигер попадет в орбиту России. Она тесно связана с крупнейшими производителями урана — Казахстаном и Узбекистаном. И вместе с африканской республикой они могут добиться более 60 процентов в объеме производимого урана.

И все же самая заметная сейчас — это реакция на переворот в Нигере соседних стран и партнеров по упомянутой организации ЭКОВАС, которая угрожает военным решением. Сообщество начало рассыпаться еще до опрометчивых действий. Входящие в него Мали и Буркина-Фасо, тоже недавно пережившие госперевороты, заявили о поддержке Нигера.

Абдулайе Майга, государственный министр по делам территориального управления и децентрализации Мали: «Предупреждаем: любое военное вмешательство в дела Нигера будет рассматриваться как объявление войны против Мали и Буркина-Фасо».

А вот соседняя Нигерия, напротив, ждет команды ЭКОВАС и готова вводить войска. Сенегал также не против силового решения. В МИД страны заявили, что так надо было поступить во время переворотов в Мали и Буркина-Фасо, а Нигер стал последней каплей.

Франция, согласно заявлению Министерства иностранных дел, не собирается закрывать свои военные базы в Нигере. Там подчеркнули: правовая основа сотрудничества в области обороны основана на соглашениях, заключенных с «законными властями Нигера». В мятежной республике, по разным оценкам, сейчас находится до 1,5 тысячи французских военнослужащих и около тысячи американских, которые занимались подготовкой местной армии последние 10 лет.

Впрочем, в Пентагоне делают вид, что госпереворот ни на что не влияет.

Патрик Райдер, пресс-секретарь Пентагона: «На данный момент нет никаких изменений в позиции американских вооруженных сил в Нигере. Наши силы продолжают ежедневно сотрудничать с нигерийскими силами, чтобы поддерживать функционирование базы и служб».

Насколько такое функционирование может быть углублено — сейчас большой вопрос. Все-таки Нигер, как и другие страны континента, — основные доноры Старого Света. От урана, углеводородов, металлов и фосфатов до дерева и какао Европа получает из Африки. Потери этого региона, на фоне обрыва связей с Россией, будут пытаться не допустить, разумеется, при заокеанской поддержке.

Любопытно, что США, обычно во всем обвиняющие Россию, на этот раз устами советника Белого дома по нацбезопасности Кирби заявили, что не видят следов причастности Москвы к перевороту в Нигере, а мятеж спровоцирован растущим недовольством местного населения.

Россия действительно выступает за скорейшее возвращение Нигера к конституционному порядку, однако, как отметил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, «вмешательство внерегиональных сил вряд ли способно изменить ситуацию к лучшему». А регион и впрямь вступил в эпоху кардинальных перемен, как и вся планета, на что часто указывает Владимир Путин.

Связанные новости

Читайте также