Сельскохозяйственная ПВО защищает крымских аграриев от летних гроз и града

01.08.2023, 13:50

Видеосюжет: Ростислав Скидан
Видео программы «Сегодня»

В Крыму в самом разгаре сбор урожая. На прилавках рынков красуются местные помидоры, огурцы, перцы, недавно начался сбор арбузов. Чтобы фрукты и овощи не пострадали во время града, на полуострове работает специальная служба. Во время природных катаклизмов она запускает в небо ракеты, которые превращают лед в капли дождя. Кроме того, эти установки способны перенаправлять потоки осадков в другую сторону.

Прошедший в регионе град обошелся агрофирме Николая Рыженко в несколько сотен тысяч рублей. Яблоневый сад предприниматель заложил три года назад, по меркам отрасли, его бизнес молодой. О том, что град в этом районе — частое явление, предприниматель, конечно, знал, но что оно еще и настолько внезапное, не догадывался. Градовое облако, подпортившее урожай, даже метеорологические приборы засечь не смогли.

Вероника Шенгелай, заместитель начальника Гидрометцентра Республики Крым: «Ежегодно несколько случаев наблюдаем на метеостанции, либо когда град не попадает на метеостанцию. Град — достаточно локальное явление, облако по площади небольшое, но оно очень высокое, может достигать 12–15 километров в высоту. Конечно же, попадая в отрицательную температуру, формируется град, в дальнейшем он выпадает».

В зоне риска каждый год оказываются урожаи на миллиарды рублей. Полвека назад советские инженеры придумали по тем временам прорывную технологию. На полуострове заработало новое ведомство, которое называлось военизированной службой по активным воздействиям на гидрометеорологические процессы. Таким способом специалисты превращали градовые тучи в дождевые и перенаправляли куда следует, а именно к засушливым полям.

В 80-е годы под куполом градобойцев находились полмиллиона сельхозугодий. К 2010 году украинская власть решила ликвидировать службу, постепенно урезая финансирование. Вновь заработали специалисты по воздействию на погоду шесть лет назад, теперь это Крымская противоградовая служба, под защитой которой всего 4500 гектаров.

Владимир Кубовский, начальник кировской производственной базы Крымской противоградовой службы: «В годы до противоградовой защиты в Крыму повреждались 24 тысячи гектаров. В принципе, когда мы подсчитывали выгоду от противоградовой службы, на каждый вложенный рубль получали 10 рублей прибыли».

Владимир Кубовский — один из ветеранов противоградовой службы. Его дочь Ольга сегодня дежурит в командном пункте и следующие сутки проведет у монитора, наблюдая за опасными тучами.

Ольга Кубовская, инженер Крымской противоградовой службы: «Идет ослабление, здесь мы видим, что ничего опасного нет. Сейчас она зайдет и распадется, мы так предполагаем, но мы должны следить. Мы целые сутки мониторим, мы провожаем каждое облако, которое заходит с моря и в море».

На полуострове начала портиться погода, с западного побережья движется массированный холодный фронт, это говорит о том, что град вероятен сразу в нескольких районах полуострова. Сейчас метеорологи переводят в готовности посты воздействия на погоду, чтобы в случае обнаружения града как можно быстрее его ликвидировать. Одна из восьми огневых точек оказалась у командного пункта, как раз в этом районе град сейчас наиболее вероятен.

Сергей Гаврилович, боец 1-го класса противоградовой службы: «„Часто была просто готовность №1“, даже №2, стоишь, до готовности №1 может и не дойти. Простоишь полдня, все расходится. Но этот и прошлый сезон показали, что довольно-таки катаклизмы природные хорошо действуют. Но мы тоже как бы, ПВО наша сельскохозяйственная».

Как и 50 лет назад, по летящим целям метеорологи отрабатывают из пусковых установок. Не зря службу называли военизированной. Как бы противоречиво ни звучало, но у противоградовых установок с «Градом» общего больше, чем различий. Во-первых, принцип работы: азимуты и углы выставляются, как в реактивных системах залпового огня «Град», да даже ракеты похожи, только у боевого «Града» внутри осколки, а здесь специальный состав йодистого серебра, который природные градины расщепляет до уровня мелкого дождя. В долине реки Кучук-Карасу облачно, кажется, ничего не предвещает осадков, но погода может измениться прямо на глазах.

Дмитрий Боярков, старший пункта воздействия на погоду: «В нашу долину в случае образования облаков аж втягивает все эти природные явления».

Против низких туч в арсенале Дмитрия Бояркова есть мортиры, которые работают, как установки для фейерверков, йодид серебра разлетается на десятки метров.

Елена Коротенко, бригадир агропредприятия: «У нас был случай, что был град, если бы не установка, были большие потери, а так был небольшой процент. Но последние два года у нас сад сохранен на 100%».

Эффективность такой стрельбы в небо не всегда 100%, часто она зависит от того, вовремя ли обнаружили тучу и достаточно ли ракет в нее запустили. Везет не всем садоводам.

Николай Рыженко, руководитель агропредприятия: «Сетка себя, получается, окупает за первые 15 минут града при полном урожае».

Урожай страхуют на земле. Каждая нить сети выдерживает до 30 килограммов нагрузки, но укрыть сотни гектаров полей с зерновыми или овощными культурами подобной сеткой — дело затратное, говорят агрономы, лучше всего комбинировать наземную и воздушную оборону от града.

Арсен Арзиев, заместитель министра сельского хозяйства Республики Крым: «Все равно не 100% защита, мы понимаем, это говорят и специалисты, которые работают в этой службе. Самый действенный механизм, к которому мы наших аграриев, сельхозтоваропроизводителей направляем — установка противоградовой сетки. В рамках мер господдержки, которые у нас есть, мы можем компенсировать не только закладку многолетних насаждений, но и установку противоградовой сетки».

В этом году на работу сельскохозяйственной ПВО из крымского бюджета выделили 35 миллионов рублей. В целом противоградовая служба сегодня работает как самостоятельный бизнес, который предлагает свои услуги фермерам за сезонную плату. Под железный купол попадают лишь те угодья, чьи владельцы не ждут милостей от природы.

Читайте также