В Эрмитаже можно погрузиться в атмосферу классического Средневековья

07.07.2023, 19:22

Видеосюжет: Павел Рыжков
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

В Николаевском зале Зимнего дворца открылась выставка «Цари и рыцари. Роман со Средневековьем».

В Зимнем дворце представлено западноевропейское прикладное искусство XII-XVI веков. Впервые для этой экспозиции в музее реконструировали рыцарский турнир с подлинными доспехами.

Графский памятник стал символом экспозиции и связующей нитью между реальным Средневековьем и романтическим. Точную гальванокопию скульптуры XIV века отлили спустя 500 лет, когда стали популярны герои романов в доспехах.

В Зимнем дворце, где и открылась выставка, можно тоже обнаружить влияние рыцарских времен на создателей интерьеров. Александровский зал и готическая библиотека Николая II говорят о том, что романами Вальтера Скотта зачитывались и цари, и архитекторы.

Эта акварель уникальна тем, что показывает галерею древностей русского коллекционера Базилевского, собранную в Париже. 750 предметов из нее были выкуплены Александром III. Шедевры декоративно-прикладного искусства можно разглядеть и на листе, и на выставке.

Екатерина Некрасова-Щедринская, куратор выставки, заведующая сектором драгоценных металлов и камня отдела западноевропейского прикладного искусства Государственного Эрмитажа: «Здесь только памятники периода с XII по XV век, только того времени. Того Средневековья, которое полюбили в XIX веке. Ранее Средневековье полюбить не успели».

Сам Александр III выкупил ценности на личные средства, хотя не был увлечен так рыцарством, как его дед. Николай I запечатлен на полотне Ораса Верне на коне в доспехах. Отполированные латы до сих пор сохраняют блеск императорской реставрации.

Впервые в российском музее воспроизведен рыцарский бой XVI века, когда турнир уже стал спортом, а не сражением. Среди доспехов максимилиановского образца, введенного, как считается, императором Священной Римской империи, есть и предположительно Карла V.

Внушительный герой романа о Тиле Уленшпигеле оказался ростом всего 165 сантиметра. Амуниция подошла лишь хрупкому куратору выставки Екатерине, которая не могла обойтись без такого символа Средневековья как охота.

Павел Рыжков

Читайте также