Эрмитаж купил финальный вариант картины Бёклина «Остров мертвых»

21.06.2023, 19:09

Видеосюжет: Лана Конокотина
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

Швейцарский художник Арнольд Бёклин создал несколько версий «Острова мертвых», и все считаются шедеврами. Обладателем одной из этих мистических, окруженных загадками картин стал и Эрмитаж.

Тихие заводи, загадочные стены-скалы. К таинственному берегу медленно подплывает ладья с гробом и тенью усопшего. Оркестр Сергея Стадлера исполняет симфонию об Острове мертвых Рахманинова в честь картины Бёклина, недавно ставшей частью коллекции Эрмитажа.

Михаил Пиотровский, генеральный директор Государственного Эрмитажа: «Эта картина находилась в семье, которая хотела, чтоб она попала в Эрмитаж, они сохранили ее для музея. Сколько было разных соблазнов. Они согласились, чтоб она повисела в музее, привыкла к музею, чтоб все привыкли к тому, что она должна быть в Эрмитаже. Потом мы собрали деньги и ее купили».

Михаил Дединкин, заведующий отделом западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа: «Очень долго шли разговоры о том, как мы ее можем приобрести. Это, наконец, случилось и сейчас мы ее можем продемонстрировать здесь на выставке в окружении произведений, которые идеологически были с ней близки, были с ней в каких-то отношениях».

Репродукции «Острова мертвых» быстро разошлись по миру, украсив множество интерьеров от кабинета Фрейда до комнаты Ленина. Счастливым же обладателем одного из вариантов самой картины был Адольф Гитлер, очень ценивший Бёклина за «истинно тевтонский дух».

Ставшую символом эпохи композицию швейцарский символист повторял шесть раз. Поступившая в собрание Эрмитажа версия — последняя, законченная уже после смерти мэтра его сыном Карло. Какой процент успел выполнить Бёклин-старший — неизвестно. Зато более-менее ясно, как работа попала в Россию: Бёклина-младшего с нашей страной связывали родственные узы, он был женат на дочери редактора одной из московских газет.

Лана Конокотина

Читайте также