Становимся все сильнее: Максим Орешкин — об уникальных перспективах России

21.06.2023, 10:00

Даже западная пресса признаёт: санкции не смогли поставить российскую экономику на колени. Чего ждать дальше, насколько хватит запаса прочности и козырей в рукавах? Советник президента Максим Орешкин приоткрывает завесу тайны.

Нам уже который год говорят, что экономика страны разорвана в клочья, что страна-бензоколонка умирает в голоде и разрухе. Страшные вести приходили на протяжении года день за днем: то «Кока-кола» исчезнет, то смываемых втулок у туалетной бумаги не будет. Вероятно, на Западе надеются, что россияне, не дождавшись голода, начнут умирать от ужаса.

КАК НАС ПЫТАЛИСЬ УТОПИТЬ

Но мы ведь доверяем только фактам и цифрам. Давайте разберем, где Запад закрутил гайки и чем это обернулось. Первым делом западные союзники закрыли для российской авиации свое воздушное пространство, запретили обслуживать и страховать наши самолеты, а также экспортировать в Россию электронику, оборудование и технологии. Европа закрыла порты для судов под российским флагом, въезд наших грузовиков на территорию Евросоюза тоже запрещен.

Зарубежные активы Центробанка — на $250 млрд — формально заморожены. Еще Запад отключил российские банки от международной системы SWIFT и других платежных систем. А в последних санкционных пакетах западные союзники прописали некий потолок цен на нефтепродукты. Импорт российского газа тоже, по сути, под запретом.

Ну и для верности — совсем уж вероломно и в лучших традициях террористов — американцы подорвали наши «Северные потоки», чтобы у союзников из Европы не было соблазна покупать дешевый трубопроводный российский газ. В общем, ударили, как они считали, по самому больному месту, наступили на горло, перекрыли кислород. Нам ведь так долго прививали комплекс неполноценности, говорили, что Россия — просто страна-бензоколонка, что без энергоносителей нам сразу наступит конец.

Всю правду об истинном нашем экономическом положении мы узнали от Максима Орешкина — экономиста, помощника президента России, его еще называют автором схемы «газ за рубли».

Максим Орешкин: «Если вспоминать тот период времени, когда экономическая война была в разгаре, противник наступал, то эта история стала важным первым контрнаступлением. После чего продвижение врага закончилось, и движение пошло в обратную сторону. Как с немцами под Москвой в 41-м году».

Это была не просто важная экономическая модель — свою роль сыграл и психологически верный расчет.

«Изменение положения на поле боевых действий в экономической войне. И мы увидели сразу после этого стабилизацию на валютном рынке, мы увидели изменение психологии экономических агентов — у предпринимателей появилась уверенность. И это позволило сначала стабилизировать ситуацию в феврале-марте, а затем июнь-июль — это когда экономика перешла к росту и восстановлению. То есть это было таким первым значимым событием, которое изменило настроение».

ТАКОЕ НЕ СНИЛОСЬ ДАЖЕ СОВЕТСКОМУ СОЮЗУ

В конце концов даже западная пресса засомневалась в эффективности санкций, признавая, что «экономика России, похоже, стабилизируется».

Такер Карлсон, бывший ведущий Fox News: «Нам говорили, что санкции изуродуют российскую экономику. Джо Байден целую речь произнес перед всей страной. Получилось? Этим летом российский рубль усилился до семилетнего максимума. Несколько месяцев назад они достигли пика в торговом обороте. Русская пропаганда? Нет, факты экономики. Наша политика не работает. Она контрпродуктивна».

Или вот — подробный разбор влияния санкций от консервативного журнала American Thinker, отнюдь не пророссийского ресурса. Заголовок красноречивый: «Подъем России». И далее — о том, что санкции стали грандиозным просчетом Запада, Россия процветает и имеет все больше влияния на Азию, Африку, Южную Америку — такое даже Советскому Союзу не снилось.

Из статьи в American Thinker: «Санкции не поставили российскую экономику на колени, как многие предсказывали. Вместо этого шатаются экономики западных стран, а их экономический рост практически остановился».

Уровень безработицы в России — 3,5% — самый низкий с момента распада Советского Союза. По оценкам МВФ, российская экономика на фоне санкций растет быстрее, чем экономики Германии и Великобритании, а в 2024 году может обогнать США, Японию, Италию и другие западные страны. Рост ВВП России, по прогнозам, и вовсе опередит совокупный рост всех экономик развитых стран.

Максим Орешкин: «Мы как экономика находимся на новом этапе экономического роста. У нас новые ограничения, новые стратегические вызовы, на которые нужно отвечать — логистические, технологические, финансовые. Это те задачи, над которыми интересно работать».

Федеральная таможенная служба России заявляет: объем экспорта из нашей страны в первом квартале 2023 года превысил показатели доковидного 2019-го. А за прошлый год, несмотря на санкции, Россия увеличила экспорт нефти почти на 8%.

«Надо отдать должное российским нефтяным компаниям, которые шаг за шагом находили необходимые решения для того, чтобы отрасль продолжала работать. Предрекали резкое падение нефтяной добычи, падение выручки нефтяных компаний. Ничего этого не произошло. Отрасль уверенно работает. Мало того, что работает, еще и реализует новые проекты. Уже в большей степени на отечественных технологиях».

Все это во многом идет теперь на Восток, а в обратном направлении, из Азии, мы импортируем необходимые россиянам товары. Только из Китая за апрель завезли продукции аж на $9,5 млрд, это в полтора раза больше, чем год назад. И уже несколько месяцев подряд Россия и КНР показывают рекордные цифры товарооборота в истории.

«Идет очень серьезный процесс перестройки торговых взаимоотношений в глобальной экономике. У нас появились зоны роста — это российско-индийские отношения, российско-китайские отношения. Есть зоны, которые находятся в негативном тренде — отношения России и Евросоюза».

ЧТО БУДЕТ С ДОЛЛАРОМ

Для американцев санкционная война обернулась неприятным побочным эффектом — гегемония доллара зашаталась. Все больше стран, опасаясь манипуляций со стороны США, переходят в международных расчетах на национальные валюты: рубли, юани, рупии.

Сергей Лавров, министр иностранных дел РФ: «Эта тенденция необратима. Американцы уже серьезно подрубили сук, на котором они сидели, руководя международными финансами и в целом мировой экономикой, используя доминирующую роль доллара. От доллара сейчас начинается бегство. Оно пока еще не очень быстрое, но наверняка будет ускоряться. Путь санкций — это путь в никуда».

Про то, что доллар может лишиться ведущей роли в мировой экономике из-за санкций против России, недавно заявила глава Минфина США Джанет Йеллен. Механизмы расчета в национальных валютах сейчас активно прорабатывают в Шанхайской организации сотрудничества, а страны, входящие в БРИКС, и вовсе планируют создать единую валюту. А это серьезная заявка, учитывая, что к БРИКС собираются примкнуть еще два десятка стран, шесть из которых уже направили заявки. Среди них Саудовская Аравия, Арабские Эмираты, Иран, Бахрейн. И, что показательно, все они заспешили в БРИКС в 2022 году, то есть в разгар санкционного давления на Россию.

Максим Орешкин: «Америка — одна из крупнейших экономик мира. И понятно, что валюта одной из крупнейших экономик мира всегда будет занимать определенное место в глобальном ландшафте. То есть ничего катастрофического с долларом не произойдет. Так же, как это не происходит ни с китайским юанем, ни с индийской рупией. Даже турецкая лира, которая сильно подешевела за последние годы, она все равно остается довольно важной валютой, потому что Турция играет определенную роль в глобальной экономике».

США все еще играют большую роль в мире, но ошибки, которые делает руководство, экономика не прощает.

«Первое. Это реакция на ковидный кризис и та инфляция, которая стала результатом резкого накачивания денежной массы — так называемых вертолетных денег (это деньги, которые буквально раздают населению просто так — прим. ред). Это привело к глобальной инфляции доллара. Дальше. Проблема с массовыми банкротствами банков опять же подрывает доверие к американской валюте. Санкционная история — тоже подрыв доверия».

По прогнозу советника российского президента, снижение роли доллара в глобальной экономике имеет системный характер, то есть он уже не сможет быть доминирующей валютой, хотя и останется одной из мировых валют.

МИР ЧЕРЕЗ 20 ЛЕТ. ПРОГНОЗ МАКСИМА ОРЕШКИНА

Какие сейчас у России перспективы на рост, возможен ли он в нынешних условиях?

Максим Орешкин: «У нас экономика находится в устойчивой позитивной динамике. Мы видим, что все цифры — существенно лучше, чем ожидали в ЦБ и правительстве. Это показывает то восстановление, которое экономика прошла за 12 месяцев.

Теперь Россия поставляет сумасшедшие объемы товаров на экспорт, полностью обеспечивает внутренний рынок своей продукцией. Сейчас это происходит в большем масштабе, что, конечно же, требует другого качества работы от экономических агентов, в какой бы отрасли они ни находились — это машиностроение, нефть, нефтепереработка и так далее. В каждой отрасли появились новые задачи».

И эти задачи — очень интересные, отмечает Максим Орешкин. У молодых специалистов появились перспективы проявить себя.

«Сейчас для людей созидательных в нашей стране — уникальная возможность. Не у каждого поколения есть шанс так себя реализовать и проявить. Те молодые ребята, которым сейчас 20–30 лет, те, кто только выходит со студенческой скамьи, начинает работать, или те, кто уже создали какие-то свои компании и начинают продвигаться, — для них открыты рынки, открыты возможности. Уникальная ситуация. Мы видим, как многие из них просто берут и делают. И уверяю вас: тот, кто хочет, тот добьется успеха».

Наши бывшие западные партнеры продолжают искать слабые места, выкатывая все новые и новые пакеты санкций. Что с нашим запасом прочности и надолго ли хватит козырей в рукавах?

Максим Орешкин: «С каждой такой итерацией мы становимся все сильнее и сильнее. Потому что мы становимся более независимыми, мы находим новые технологические решения, у нас перестраивается финансовая система, логистика. Созданы новые механизмы поддержки новых технологических инвестиций».

Сейчас главное — заниматься собой: своими проблемами, своей экономикой, подчеркивает Максим Орешкин. И тогда будет ясно, какой станет Россия через 20 лет.

«Все решения для того, чтобы она выглядела гораздо сильнее и увереннее, президентом сейчас принимаются. У него очень долгосрочное, стратегическое видение. Решения принимаются исходя из стратегического горизонта 10–20-30 лет. Шаг за шагом, это системная работа. И если бы такие стратегические решения не принимались в прошлом, мы бы гораздо себя хуже чувствовали весной прошлого года. Российские граждане же не заметили в большинстве своем, что Visa и Mastercard ушли. Как работали карточки в магазинах, можно совершать платежи, так ничего и не изменилось.

Но за этим стоит планомерная стратегическая работа. Поэтому она продолжается с акцентом на развитие кадров, на развитие технологий, на развитие финансов. И она принесет, конечно же, позитивный результат. Поэтому каким бы мир ни был через 10–20-30 лет, место России в нем будет хорошее».

Новости по теме

Читайте также