«Известия»: отечественные автосервисы испытывают нехватку деталей для китайских автомобилей

14.06.2023, 11:39

Фото: РИА Новости © 2023, Наталья Горшкова

Запасы на складах для некоторых моделей не превышают 20–30% от необходимого объема.

Станции техобслуживания столкнулись с нехваткой деталей для китайских машин, Об этом сообщили «Известиям» в Союзе автосервисов.

Там говорят, что большой поток китайских автомобилей в Россию существенно усложняет задачу подготовки комплектующих. Точную цифру заполняемости складов там не назвали, но отметили, что нового «китайца» обслужить нечем.

Собеседник газеты из сферы обслуживания автомобилей уточнил, что сейчас склады с деталями для китайских автомобилей заполнены на 50–60% от необходимого объема. При этом еще один собеседник издания указал, что по маркам, которые привезены в Россию давно, детали есть. Но наблюдаются существенные проблемы с новыми марками, которые ранее не были представлены на отечественном рынке, для них комплектующих запасено лишь 30% от нужного объема.

Старожилами на российском рынке являются такие марки, как Chery, Haval, Great Wall. К «молодым» можно отнести Jetour, Dongfeng, Tank и другие, массовые поставки которых начались только в этом году.

Некоторые эксперты оценивают ситуацию еще критичнее: в настоящее время склады автосервисов заполнены деталями для новых марок из Китая лишь на 20%. При этом в последний год потребность в деталях существенно выросла пропорционально росту продаж китайских транспортных средств. «Отечественные склады не успевают пополняться новыми деталями, — резюмировал эксперт.

Есть и еще одна проблема: производители китайских автомобилей часто меняют комплектации без предупреждения и вольно относятся к каталогизации запчастей. Поэтому ранее закупленные детали не всегда подходят для новых машин.

Собеседники газеты говорят, что в настоящее время дистрибьюторы просто не знают, какие детали заказывать. Каталоги если и есть, то не электронные, с подбором по VIN-номеру, а в pdf-формате. В результате как подбор запчасти для конкретного автомобиля, так и складской заказ становится квестом и часто заканчивается лотереей и для дистрибьюторов запчастей, и для владельцев автомобилей. А пока автосервисы путем проб и ошибок пытаются найти подходящие фильтры и стойки, водители вынуждены ждать, когда их машины смогут починить.

В сети сервисных центров Fit Service „Известиям“» подтвердили наличие проблемы. Там тоже отметили, что на китайские автомобили нет нормальных каталогов. Поскольку на сборочный конвейер в Китае могут поставляться не просто разные запчасти по брендам, но и просто физически разные запчасти. В итоге получается, что одна запчасть может не подходить к другой, и это нигде не указывается и не оговаривается.

Еще одним препятствием для ввоза достаточного количества деталей эксперты называют высокую загруженность железнодорожных путей. Сейчас запчасти везут железнодорожным транспортом по Транссибу, а также через Казахстан. Однако пропускная способность этих путей при значительном увеличении объема перевозок из Китая делает доставку долгой и дорогой.

Альтернативные пути доставки продукции из КНР — по морю и автомобилями — упираются в те же проблемы. Инфраструктура не готова к резко возросшему объему товаров. В результате владельцы китайских автомобилей ждут запчастей по несколько месяцев, к тому же, комплектующие заметно подорожали.

В РЖД газете заявили, что около 98% грузовых отправок доставляются в установленные сроки, но признали, что задержки всё же возможны. В компании рассказали, что в ряде случаев они связаны с работой логистических терминалов, которые не всегда выполняют свои обязательства по разгрузке вагонов с контейнерами. Из-за этого уже прибывшие поезда скапливаются на близлежащих станциях в ожидании выгрузки.

Эксперты отечают также, что кроме самих запчастей для эффективного обслуживания китайских автомобилей необходимо наличие специального программного обеспечения и подготовленных кадров. Времена, когда условный дядя Коля мог починить в своем гараже буквально всё, давно прошли, — сказал собеседник газеты. А китайские производители будут готовы развернуть сервисные центры в России только тогда, когда количество проданных автомобилей станет достаточным для их рентабельного обслуживания. Пока же российский рынок не является для Китая приоритетным из-за относительно небольшой емкости.

По прогнозам собеседников издания, скорость и объемы доставки китайских комплектующих и цены вряд ли нормализуется раньше, чем через три года. В Минпромторге при этом газете заявили, что автосервисы и дилерские центры не сообщали о проблеме с автозапчастями. В министерстве отметили, что в случае поступления таких обращений Минпромторг готов оперативно проработать варианты поддержки отрасли в части обеспечения необходимыми комплектующими.

Читайте также