Доступная среда: как в столичном метро помогают маломобильным пассажирам

13.06.2023, 17:45

Видеосюжет: Нахид Бабаев
Видео программы «Сегодня в Москве»

Около 27 тысяч москвичей воспользовались услугой сопровождения от столичного метро за последние полгода. Сотрудников Центра обеспечения мобильности в подземке можно узнать по красно-желтым жилетам. Они помогают пассажирам с инвалидностью спуститься в метро и преодолеть переходы с одной станции на другую, сопровождают группы школьников и женщин с маленькими детьми, которым сложно передвигаться с коляской.

Люди в красно-желтом ждут даму с коляской утром у станции метро «Динамо». Это инспекторы Центра обеспечения мобильности пассажиров (ЦОМП), которые помогут женщине добраться до пункта назначения.

Светлана Орлова, жительница Москвы: «Это обычно звонок за два дня, за день, и потом жду. Озвучиваю свой маршрут от точки А до точки Б, какой мне нужен выход <...> и ожидаю звонка. Примерно часов за пять, за три, в зависимости от времени суток, перезванивают и сообщают — возможно или нет».

Помощью Московского метрополитена Светлана пользуется регулярно. Девушка воспитывает ребенка одна, и не всегда есть возможность оставить малыша Сашу с кем-то — вот и ездят вдвоем, вернее, вместе с инспекторами вчетвером. Во время поездки Светлана спокойно может заняться тем же, что и остальные пассажиры метро: почитать, полистать ленту новостей в телефоне, написать сообщение, а за ребенком присмотрят — даже в час пик инспекторы так окружают коляску, что толпы вокруг будто бы и нет.

Юлия Темникова, заместитель начальника Московского метрополитена: «Инспекторы ЦОМП сопровождают организованные группы школьников, пассажиров с нарушением слуха или зрения, функций опорно-двигательного аппарата, многодетных и пожилых людей».

Даниил Шорохов — будущий юрист. Он передвигается на инвалидной коляске. В университет грызть гранит науки он ездит каждый день. Каждый день его сопровождают четыре сотрудника ЦОМП. Парень долго выбирал вуз. Было два варианта: первый — хороший университет, но далеко от дома, второй — средненький, но зато близко к дому. Первый вариант перевесил в том числе и благодаря помощи при поездке.

Даниил Шорохов: «Такие перевозки — услуга, как можно, наверное, сказать — очень удобны и в первую очередь безопасны. То есть ты чувствуешь себя в безопасности, тебе комфортно так передвигаться. Знакомые так не повезут, как специально обученные люди».

Светлана работает в Российской государственной библиотеке для слепых, а живет в другом конце Москвы, на «Красногвардейской» — это юг зеленой ветки. Работники метро сопровождают ее не только на станциях и в вагонах, но и на пути до подземки. Светлана старается пользоваться услугой нечасто. Слепым людям, по ее словам, важно уметь самостоятельно передвигаться по городу. Метрополитен и так помогает — объявлениями. Название станций в метро объявляют мужским и женским голосами. Большинство пассажиров не обращают на это никакого внимания, а вот для слепых и слабовидящих это ориентир. Мужским голосом объявляются станции при движении к центру города, а женским — из центра. На кольцевых при движении по часовой стрелке звучит мужской голос, против — женский.

Возможностью получить сопровождение в метро ежедневно пользуются около 300 пассажиров, в основном это инвалиды-колясочники. Заказать услугу можно по телефону, через чат-бот, в приложении «Метро Москвы» или же на сайте.

Юлия Темникова: «Всего за время работы сотрудники ЦОМП помогли более миллиону пассажиров, а с начала года они оказали помощь по 27 тысячам заявок».

В метро каждый день работают 300 инспекторов. Рабочий график — как и у самого метро: с полшестого утра и до часа ночи.

Нахид Бабаев

Читайте также