Уловки маркетплейсов: чему учат интернет-продавцов на секретных курсах

06.06.2023, 11:00

Видео программы «НашПотребНадзор»

Репортеры программы «НашПотребНадзор» выяснили, какими уловками пользуются продавцы на маркетплейсах, чему их учат на секретных курсах и как можно распознать подделку по фотографии на сайте.

Онлайн-торговля расцвела в пандемию. В прошлом году продажи на маркетплейсах рванули еще на 50%. Но только вот чем дальше, тем сильнее эти интернет-ярмарки напоминают те же рынки: техника, каждая вторая пара обуви и бутылка воды, два из трех флаконов духов на маркетплейсах по статистике фальшивые. Однако шанса узнать об этом у покупателей до покупки часто нет: у товара сотни благодарных пятизвездочных отзывов и топовый рейтинг. А потому что карточки товаров можно подменять, комментарии накручивать. Каким еще циничным приемам учат на закрытых курсах по увеличению продаж и как раскусить таких мошенников?

Брендовые кеды — тысяча рублей за пару, топовые наушники — за четыре сотни, футболки от лучших дизайнерских домов — двести за каждую. Этот рынок, набитый товарами из Китая, Узбекистана и Турции, — находка для начинающего интернет-бизнесмена, делится блогер и продавец маркетплейса Роман.

Роман Солдатов, блогер, продавец маркетплейса: «Сегодня мы идем закупать новую партию носков, потому что предыдущая у нас закончилась. Шестьдесят упаковок есть? А, 40 стоит уже? Было по 38 все».

Упаковать, дотащить товар до дома, сорвать упаковку, которая выдает не очень благородную родословную, сделать фото, загрузить на маркетплейс и сделать наценку в 1000 процентов. Всё, можно проверять банковский счет, куда ежедневно капают три-четыре тысячи рублей. Еще вдвое доход умножают те, для кого Рома наставник в рамках авторского курса «Как зарабатывать, ничего не умея». Но сколько именно все это приносит, бизнесмен озвучить боится.

На интернет-витрины предприниматели часто выкладывают фальшивки. И даже уклончивое слово «реплика» не стоит писать. Администрации некоторых платформ не требуют подтверждения, что товар оригинальный. А покупатель якобы и сам догадаться может, что за полсотни рублей брендовые носки не купить. В фирменном магазине они от 1500 рублей.

И действительно, для многих именно высокая цена кажется гарантом оригинальности. Поэтому за беспроводные наушники к смартфону один из покупателей маркетплейса, не колеблясь, отдал 17 тысяч рублей. А через две недели понес в сервис. Другая покупательница не только потеряла деньги, но и подорвала здоровье: из-за поддельного крема с маркетплейса ее лицо покрылось сыпью.

Еще среди хитов контрафакта на маркетплейсах духи, губные помады, кроссовки, смартфоны. Общественники обвиняют интернет-площадки, а те переводят стрелки на полицию, говоря, что расследовать и наказывать продавцов-махинаторов могут лишь официальные органы правопорядка.

Эксперт рассказала о новой схеме мошенничества на маркетплейсах

Пытаясь не превратиться в свалку фальсификата, три крупнейших маркетплейса, даже забыв о конкуренции, создали общую базу нарушителей: чтобы наглые торговцы палью не кочевали с одной платформы на другую. Однако продавцы придумали, как просочиться обратно.

Даже если попал в стоп-лист маркетплейсов, вернуться на платформу элементарно. Торговцы, чья репутация восстановлению не подлежит, подыскивают на маркетплейсе более чистоплотных коллег, у которых бизнес идет не очень успешно, зато честно. Торгуют там тряпками для уборки или солонками, объемы небольшие, зато репутация безупречная. Ему делают предложение продать свои витрины за большие деньги. И так под вывеской одного магазина на маркетплейсе могут скрываться десятки разных продавцов с товарами самого разного качества.

А Марк и Максим нашли способ увеличить прибыль без посредников. Чтобы продажи трусов, носков и китайских игрушек шли поживее, начинающие бизнесмены раздобыли 50 б/у сим-карт, бывшие владельцы которых регистрировали сотовые номера на маркетплейсах. С аккаунтов, привязанных к номерам, бизнесмены стали выкупать свой же товар, ставить себе пятизвездочные оценки и писать восхищенные отзывы. А чем больше продаж и хороших оценок, тем чаще алгоритмы маркетплейса показывают товар покупателям, которые о накрутке не подозревают. То есть в топы реально лучших товаров можно подтянуть что угодно. Это называется самовыкуп. Так бизнесмены подняли рейтинг своих товаров. Затем за процент начали помогать друзьям. А в итоге завязали с торговлей ширпотребом и основали фирму, которая занимается исключительно самовыкупом. И теперь таких контор сотни. Хотя интернет-платформы и пытаются бороться с теми, кто взламывает алгоритмы.

Покупают и отзывы на маркетплейсах. За один комментарий платят 50 рублей. Люди, которые их пишут, делают покупку и отправляют на адрес, указанный заказчиком. То есть продавец получает свой же товар, а отзыв пишут люди, которые вещь в глаза не видели. Скриншот отзыва отправляют заказчику, тот возмещает стоимость покупки плюс оплату за отзыв. Однако с такой схемой маркетплейсы стали бороться. Приходится реально заказывать товары на свой адрес. Всю стоимость после публикации отзыва возмещают продавцы.

Продавцы угрызений совести не испытывают, подтверждает еще одна, даже более подлая схема. К примеру, продают тетради, качественные и недорогие. Зарабатывают на этом крепкий рейтинг и искренние отзывы. А затем фотографии меняют на снимки дорогих наушников, описание редактируют и кажется, что именно технику на этой страничке продают давно и успешно. Тысячи заказов, недовольных нет.

Зная об этих хитростях, профессиональный стилист Алина, которая восемь лет заказывает одежду клиентам в Интернете, отзывы вообще не читает, зато придирчиво разглядывает фото и видео от покупателей: на них сложнее скрыть дефекты. А еще опытный пользователь маркетплейсов не советует гнаться за низкой ценой. Да, продавцы не платят деньги за аренду помещения магазина, не оплачивают свет, воду, уборку. Поэтому стоимость может быть ниже обычной, но совсем немного.

Важно не забывать: не имеет значения, реальный торговый центр или виртуальный, российские законы на территории Интернета тоже действуют. А значит, покупатели вправе потребовать с продавцов документы на одежду, обувь, продукты, косметику, а некачественный товар могут сдать и вернуть за него деньги.

Все выпуски программы «НашПотребНадзор».

Читайте также